Контрольная работа: Теория социальной мобильности (П. Сорокин). Социальная мобильность и социальные лифты Основные виды социальной мобильности

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 ) – выдающийся русско-американский социолог XX столетия, создатель интегральной парадигмы, на основе которой им были созданы теории социальной стратификации, социальной мобильности; социокультурной динамики и др. Основные работы: «Преступление и кара, подвиг и награда», «Система социологии», «Социальная и культурная динамика» и др.

Интегральный подход Сорокина к изучению общества . Общество создается людьми. Человеческая личность, по Сорокину, формируется под воздействием космических, биологических, социально-психологических и социокультурных факторов. (Т.е. человек – животное, наделённое инстинктами, сознанием и духовным началом.) Используя все свои способности, человек творит окружающий мир. Следовательно, полное представление о социальном мире можно получить только на основе комплекса данных чувств (плюс приборы их усиливающие), разума, интуиции (озарения).

Социальная мобильность – изменение индивидом, социальной группой или социальным объектом (ценностью) своей социальной позиции; переход их одной страты (слоя) в другую. Сорокин выделяет два типа социальной мобильности - горизонтальную (перемещение в одном социальном слое, например, повторный брак, перемена места работы на равноценное), и вертикальную (перемещение из одного слоя (страты) в другой с изменением социального статуса), при этом может быть как восходящая мобильность, так и нисходящая. Вертикальная мобильность может соответствовать трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая профессиональная). Вертикальная мобильность может быть индивидуальная и групповая. Количественные характеристики мобильности: интенсивность и всеобщность. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоёв (экономических, политических, профессиональных), проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определённый период времени.

Общие принципы вертикальной мобильности (по П.А.Сорокину):

  1. Вряд ли когда-либо существовали общества, в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность
  2. Никогда не существовало обществ, в которых вертикальная мобильность была бы абсолютно свободна
  3. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильность изменяется от общества к обществу
  4. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности колеблется в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории
  5. В вертикальной мобильности в трех её основных формах нет постоянной тенденции ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления её интенсивности и всеобщности

По степени перемещения индивидов различаются открытые и закрытые типы обществ. (Например, древнеиндийское кастовое общество и современное демократическое государство.)

Так как вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, Сорокин выделяет «лестницы» или «каналы, лифты » социальной циркуляции, по которым люди могут перемещаться из одного слоя в другой. Наиболее важные каналы по Сорокину: институты армии, образования, политических партий, бизнеса, семьи. Также в любом обществе существуют механизмы («мембраны »), затрудняющие свободный подъем индивида по социальной лестнице. (например, наличие диплома, способностей)

Ни для кого из нас не секрет, что в любом обществе существует так называемая социальная лестница. Это определенная иерархия с расположением на ней отдельных слоев населения. Какая-то социальная группа находится на этой лестнице выше, какая-то - ниже. Одни люди в течение всей жизни не покидают границ своего социального слоя. Они стоят на одной и той же ступеньке лестницы. Другие же поднимаются или спускаются по ней. Однако движение это очень медленное.

Понятие социального лифта

В любом обществе наличествуют определенные предпосылки, позволяющие осуществлять быстрое перемещение из одного слоя населения в другой. В идеале это движение направлено вверх. Хотя бывают случаи внезапного перемещения на более низкую ступень. Это и есть социальный лифт. Определение данному понятию было дано Питиримом Сорокиным. Этот русско-американский социолог еще в начале двадцатого века провел анализ движения различных по своему статусу социальных групп. При этом Сорокиным было просчитано, в каких случаях данные перемещения позволят человеку расти в этой жизни. Теория получилась весьма убедительной, так как была списана с натуры - индивида, являющегося выходцем из семьи пьяницы-ремесленника, проживавшей в маленькой деревеньке на российском севере.

Сорокин утверждал, что человеку, для того чтобы расти, необходимо искать свой канал лифт). Это позволит довольно быстро изменить имеющийся статус.

Каналы мобильности

По теории Сорокина, абсолютно разными для каждого человека могут быть социальные лифты. Виды каналов мобильности населения включают в свой перечень следующие элементы:

Церковь;

Образование (школу);

Бизнес (собственность).

В современном мире к каналам мобильности добавилась госслужба, спорт, политика, а также искусство. Каждый человек, желающий изменить свой статус, должен найти свой социальный лифт. Это позволит запустить весь механизм восхождения и начать движение. Разумеется, воспользоваться можно не лифтом, а лестницей. Однако это займет слишком много времени и станет процессом весьма утомительным.

Виды мобильности

Изменение группой или индивидом своего класса или места в обществе может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Первый вид мобильности представляет собой переход из одного в другой. Это социальные лифты, примеры которых - смена гражданства, переход в иную религиозную общину.

Под вертикальной мобильностью понимается движение человека (вверх или вниз) по служебной лестнице. Это также входит в понятие "социальные лифты". Примеры такого движения:

Повышение в должности (восходящая мобильность);

Разжалование (нисходящая мобильность).

На вертикальные и горизонтальные каналы изменения статуса оказывают влияние различные факторы. Среди них плотность населения и уровень смертности, рождаемость, возраст и пол. Лифты чаще всего используют молодые люди. Стремятся изменить свой статус и многие мужчины. В маломобильные группы населения входят в основном пожилые люди и женщины.

Переход из одного слоя общества в другой может быть осуществлен либо группой, либо в одиночку. Это также различные социальные лифты. Виды мобильности в данном случае подразделяются на индивидуальные и групповые.

Коллективные социальные лифты существуют в случае имеющихся кастовых, расовых, сословных или иных привилегий. В данном случае население низших групп способно устроить бунт с целью отмены существующих для нее ограничений. Это позволит коллективно подняться на более высокую ступеньку социальной лестницы. Примеры социальной мобильности данного вида можно встретить на протяжении всей истории человечества. Это и полученное превосходство варны священников над варной воинов в древней Индии, а также подъем большевиков после Октябрьской революции до статуса бывшей царской аристократии.

Современные социальные лифты включают в себя понятие вертикальной мобильности. Однако их определение дается отнюдь не в служебном контексте. Изменение статуса индивида или группы понимается как смена позиции в социальной иерархии.

Основные каналы мобильности

Перемещение людей из одного слоя общества в другой присутствует в любой стране. Иногда для этого используется социальный лифт. Это позволяет сократить промежуток перемещения от одной ступеньки лестницы к другой.

Какие же существуют каналы для такой мобильности? Так называемая социальная циркуляция становится возможной при участии различных институтов. В их перечне находятся каналы, представляющие особый интерес. Это армия и церковь, школа, а также экономические, профессиональные и Данные социальные лифты характерны для любого общества.

Армия

Особое значение данный институт имеет в военное время. Это периоды, когда происходят гражданские и межгосударственные вооруженные столкновения. От успеха в войне напрямую зависит судьба всего общества. И не суть важно, каким социальным статусом обладают солдаты. Их мужество и стратегический талант особенно ценятся именно в такие периоды. Продвижение в командный состав низших чинов во время войны происходит, как правило, при наличии полководческого таланта. Власть, данная таким людям, и далее используется в целях дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, она позволяет мародерствовать и грабить, мстить, унижать своих врагов, а также получать громкие титулы, купаться в роскоши и быть в центре помпезных церемоний. Армия в таком случае представляет собой социальный лифт. Это позволяет простолюдинам становиться генералами, получать статус принцев, монархов, диктаторов и властелинов мира. И в это же время многие, являющиеся по статусу рождения аристократами, королями и правителями, свои титулы и общественное положение теряют.

Подобные примеры социальной мобильности многочисленны. Ими буквально изобилует история. Так, правителями и лидерами становились вожди воинствующих племен. К тому же из девяноста двух тридцать шесть достигли такого высокого статуса только благодаря своей службе в армии.

Примеры социальной мобильности наблюдались и при современных войнах. Многие лидеры гражданских и международных вооруженных столкновений стремительно поднимались по карьерной лестнице. Но в то же время огромное количество военных командиров, которые потерпели поражение, понижались в должности, исключались, становились рабами, другими словами, резко падали, совершали нисходящее движение по армейскому социальному лифту.

Что касается мирных лет, то роль этого канала вертикальной мобильности в разы меньше. Однако наличествует, естественно, и в данный период.

Церковь

Во все времена этот канал общественной мобильности был вторым по своей значимости. Однако свою максимальную роль церковь играет только в те периоды, когда ее достигает расцвета. И это подтверждается историей христианства. В те периоды, когда наблюдался наиболее интенсивный рост значимости церкви, она представляла собой наиболее легкий путь для изменения социального статуса. По этому каналу мобильности поднимались и рабы, и крепостные. Причем восхождение осуществлялось порой до самых влиятельных позиций.

Данный социальный лифт нередко становился средством для нисходящего движения. Примером тому могут служить еретики, язычники, преступники и враги церкви. Все они были уничтожены, разорены или отданы под суд. Известно, что в перечне таких разжалованных людей были короли и герцоги, князи и лорды, то есть представители аристократии.

Социальные лифты в современном обществе также включают церковь. Однако ее значимость и роль средства мобильности неизменно сокращается. То движение, которое происходит внутри церковной лестницы, былого значения уже не имеет.

Религиозные организации

Роль социального лифта в обществе играет не только церковь. Ее можно отнести и к функциям прочих В их перечень входят конфессии иудаизма и даосизма, секты и т. д. В периоды увеличения своего влияния они позволяли своим членам расти не только внутри института, но и в обществе в целом. Это давало возможность тем людям, которые имели простое происхождение, подниматься до самых высоких социальных ступенек. Наглядным подтверждением этому является жизнь Мухаммеда, а также первых его последователей.

Школа

Система социальных лифтов во все времена включала в себя институты воспитания и образования. В тех странах, где школа доступна для всех слоев населения, она является отличным каналом мобильности для движения вверх. Если такое образование получает не каждый, то его можно сопоставить с лифтом, перемещающимся лишь по верхним этажам общественного здания.

Примеры социальной мобильности, когда движение происходит по всей вертикали, особенно наглядны в современных европейских странах. В этих государствах никто не сможет занять какое-либо заметное положение, не окончив университет или колледж. Выпускник, обладающий отличным дипломом, способен легко перемещаться по социальной лестнице и занимать ответственные посты независимо от своего происхождения.

Маломобильные группы населения - это те, которые не имеют диплома о получении соответствующих знаний. Для таких людей закрыт ряд профессий. Кроме того, их труд, по сравнению с работой квалифицированных специалистов, оплачивается ниже.

Образовательные социальные лифты в современном обществе обеспечивают достаточную легкость в продвижении. Этот факт понимается многими. Недаром количество желающих поступить в университеты и колледжи неуклонно растет.

Примеры социальной мобильности, которая становится возможной при получении определенных знаний, многочисленны. Однако самым ярким из них является кастовое общество древней Индии. Именно в период его существования знания и ученость оценивались особенно высоко. Их даже возводили в ранг второго рождения, более значимого, чем рождение физическое.

Политические организации

Все организации - от политических партий до правительства - являются одним из каналов мобильности индивида. Для продвижения по социальной лестнице во многих странах достаточно поступить на государственную службу. С течением времени здесь обязательно наблюдается автоматическое перемещение по карьерной лестнице. Кроме того, клерки или чиновники, чья работа ценится особенно высоко, имеют шанс более быстрого подъема при помощи данного социального лифта.

Этот факт подтверждается историей. Многие люди, рожденные в семьях ремесленников, крестьянства или прислуги, сумели подняться и занять самые заметные общественные посты. Такую картину можно наблюдать и сегодня. Карьерный путь многих государственных деятелей начинался с чиновника низшего звена.

Профессиональные организации

Это также один из каналов вертикальной мобильности. К профессиональным организациям могут быть отнесены литературные и научные, а также творческие институты. Вход в них свободен для всех, имеющих определенные способности. При этом социальный статус никакой роли не играет. Данный канал мобильности стал средством для подъема многих врачей и ученых, юристов и художников, актеров, певцов и т. д.

Специфическим видом профессиональных институтов и важным видом социального лифта является печать. В сегодняшнем мире мы видим все увеличивающуюся роль прессы. Печатное слово способствует обеспечению великолепной карьеры незаурядной личности.

Организации, создающие материальные ценности

Вне зависимости от конкретных форм обогащения, эти институты в любом обществе являются социальными лифтами для подъема индивида по вертикали. Лидерами еще в первобытных племенах становились более богатые люди. И такую картину можно наблюдать на протяжении всей истории человечества. Аналогия между знатностью и богатством нарушается лишь в исключительные периоды, например, во время революций. Однако такое положение вещей в скором времени заканчивается. Обедневшая знать непременно присвоит ценности. Пути для этого могут быть разные, вплоть до мошенничества и насилия. А люди, ставшие богатыми, купят или добьются привилегий.

Ярким примером тому явилось восхождение буржуазного класса. В период его появления высокого положения стали добиваться те, кто имел деньги. Знатные сословия поднимались из низших слоев общества подобно тому, как храбрецы некогда становились рыцарями.

Семья

Одним из распространенных каналов мобильности индивида является брак с представителем более высокого социального статуса. Последствия этого могут быть двоякими. Иногда брак приводит к подъему человека, а иногда - к его деградации. В былые времена брак, заключенный с представителем низшего слоя общества, приводил к социальному падению того, кто занимал более высокое положение. Так, в Риме было узаконено то, что вышедшая замуж за раба свободная женщина сама становилась рабыней.

Заключение

Кроме всех вышеперечисленных каналов существует множество других. Во все времена социальные лифты перевозили потоки людей вверх и вниз по вертикали общества. Но тот, кто даже и не пытался войти в один из этих подъемников, навсегда оставался в низших слоях.

Социальные лифты существуют в любом обществе. Они имеют разную форму и масштабы, но нужны человечеству в такой же степени, как кровеносные сосуды живому организму.

  1. Что такое социальная дифференциация?
  2. Как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»?
  3. Укажите три вида социальной стратификации.
  4. Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов?
  5. Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер?
  6. Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером?
  1. Чем статусная группа отличается от класса?
  2. Что в социологии понимается под социальной мобильностью?
  3. Какие «социальные лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека?
  4. Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран?
  5. В чем отличие маргиналов от люмпенов?

1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее различие между классами и стратами: «Стратификация предусматривает некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения... Классы....вляются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и М. Вебером? В чем вы усматриваете сходство? Каковы различия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, «социальные лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля «синих воротничков» в составе населения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и возрастает численность «белых воротничков» (к ним относятся работники, занятые в сферах юриспруденции, медицины, образования, управления, бизнеса, финансов).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход).

Во-вторых, экономико-политические различия: власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.).

В- третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознания людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основная черта - попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей <...>

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику

  1. В чем автор видит достоинства «схемы» (теории стратификации) Вебера?
  2. Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»?
  3. Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор?
  4. Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.


План

План …………………………………………………………………… ……….. 2

Введение ………………………………………………………… ……...……... 3

Теория социальной мобильности П.Сорокина …………………… …... 4

1.Концепция социальной мобильности и ее форма………………………….. 5
2.Характеристики социальной мобильности…………………… ……………. 7
3.Каналы вертикальной социальной мобильности…………………………… 8

Заключение…………………………………………………… ………11

…………………………...……….. 12

Вве дение

К началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений. С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Обоснованию научной программы он посвящает свое фундаментальное исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества, учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и социальной стратификации и многие другие.
Предметом моего реферата является социальная мобильность, то есть перемещение индивида внутри социального пространства. На сегодняшний день проблемы социальной мобильности очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой. Сталкиваясь с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение, почти каждый день. Определить, как осуществляются эти процессы перемещения в социальном пространстве – вот основная цель данной работы.

Теория социальной мобильности П.Сорокина

Теория социальной мобильности получила высокую оценку еще у современников П. Сорокина. Р. Мертон писал: «Это был изумительный синтез теоретического и практического материала». Здоровое, стабильное, развивающееся общество – это открытое демократическое общество, общество интенсивной социальной мобильности. Под социальной мобильностью П.Сорокин разумел, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую. Во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Наконец, в-третьих, исчезновение целой совокупности групп элементарного и кумулятивного характера и замена ее полностью другой.
Причина социальной мобильности кроется в состоянии общества. Нет общества, в котором осуществлялось бы распределение благ строго пропорционально заслугам каждого его члена. Однако, хотя бы частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности, обновлению состава высших страт. Если этого нет, то в высшей страте с течением времени накапливается большое количество вялых и неспособных людей. И, напротив, в более низких стратах – талантливых. Необходимо своевременное перемещение людей по вертикали, иначе назреет протест в более низких стратах, и они представят собой горючий в социальном плане материал. Произойдет революция, которая на какой-то короткий период выровняет положение. Чтобы этой катастрофы не произошло, общество не должно иметь жесткой социальной структуры. Практические выводы, к которым приводит П.Сорокина теория социальной мобильности, состоят в следующем: никогда не существовали общества, социальные слои которых были бы абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность; никогда не существовали общества, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления; необходимо совершенствовать каналы социальной мобильности и установить постоянный контроль за нею, с тем чтобы осуществлять ее постоянно и своевременно.

1. Концепция социальной мобильности и ее формы

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, например, перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.
Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность, которая подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Пример – международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего слоя в высший слой; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий слой на уровень с уже существующими группами этого слоя или вместо них. Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом. По выражению Питирима Сорокина, «первый случай упадка напоминает нам падение человека с корабля, второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий уровень привычны и понятны. Вторую форму социального подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее. Приведем следующие исторические примеры. Историки кастового общества Индии сообщают, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом. До принятия христианства Константином статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в экономической стратификации. Так, до наступлений эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.

2. Характеристики социальной мобильности

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и скорость вертикальной мобильности. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 40 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Ели мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 40 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или количество страт - экономических, профессиональных или политических, - которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение пяти лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как он преодолел больше статусных уровней за указанный промежуток времени.
Соединив интенсивность и скорость мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой показатель может быть рассчитан отдельно по экономической, политической или профессиональной сфере деятельности.

3. Каналы вертикальной социальной мобильности.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются по социальной лестнице, называются каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «мембраны», «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, собственность, семья.
Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Во время войны солдаты, проявляя отвагу и храбрость, награждаются очередным званием и используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств путем захвата трофеев, рабов и т.д. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого звания, начав с низших чинов; из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере; Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы относились к сословию простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого положения благодаря карьере, сделанной в армии.
Церковь как канал социальной мобильности возвысила большое число людей: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом, Папа Георгий VII–сыном плотника. Питирим Сорокин, изучив биографии 144 римских католических пап, установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения: тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены – среди них было немало королей, герцогов, князей, аристократов и дворян высоких рангов.
Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. «Длинный лифт» существовал в древнем Китае. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от статуса их семей переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.
Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных денег и богатств. Именно они представляют собой один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги: достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. То же отмечалось и в последние периоды истории Древней Греции и Рима. По мнению П.Сорокина, лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств: в 29% случаев это фабрикант, в 21% - банкир и биржевик, в 12% - торговец. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не предоставляют таких возможностей.
Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если брачный союз заключают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, чего им недоставало. Пример нисходящей мобильности можно найти в античном мире: согласно римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.
Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Нормой для аристократии была забота о наилучшем воспитании детей, а в бедных семьях родители не могли дать подобающего воспитания и образования. Из членов знатных семей создавалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Зак лючение

Итак, проанализировав данный материал, можно сказать, что социальная мобильность–естественное и неизбежное явление. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которой люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям . По степени перемещений справедливо различать подвижные и неподвижные типы обществ. Также едва ли существует такое общество, в котором бы вертикальная мобильность была бы свободной, то есть, отсутствовали бы барьеры.
Таким образом, работа Питирима Сорокина о социальной мобильности считается наиболее важной за всю историю русской социологии, так как он затронул самые главные проблемы общества. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной социологии. Он относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

Список использованной литературы

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 624.
    Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002. – с. 688.
    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.-3-е изд., перераб. и дополн.-М.:Центр, 2000.-244 с.: ил.
    Социология /Под ред. А.И.Кравченко, В.М.Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – с.432.
    и т.д.................

Социальная структура, как и другие стороны жизни об­щества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы зна­ете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современно­го человечества также пестра и подвижна. Наиболее устой­чива социальная структура в существующих и поныне тра­диционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, нату­ральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ря­де случаев поддерживаются принципы религиозно-общин­ной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»


Среднего класса. К нему относят большинство интелли­генции, управленцев среднего и низшего звена, высоко­квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в боль­шинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциа­цию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающе­го по найму. При этом структурные изменения в экономи­ке ведут к сокращению численности промышленного рабо­чего класса. Меньше становится и самостоятельных крес­тьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-техни­ческой революции возрастает значение высококвалифициро­ванного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.



Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях кон­курентной экономики слоев населения - престарелых, инва­лидов, многодетных семей.

■■Основные понятия: социальная сфера, социальная диф­ференциация, социальное неравенство, социальная страти­фикация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.

Проверьте себя

1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связа­ны понятия «социальная стратификация» и «социальное не­равенство»? 3) Укажите три вида социальной стратифика­ции. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основны­ми классами, по мысли Маркса, приобретают антагонисти­ческий характер? 6) Какие основания социальной стратифи­кации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понима­ется под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социаль­ным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в разви­тии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле­
му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее
различие между классами и стратами: «Стратификация
предусматривает некую упорядоченность членов общества на
основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
образа жизни, этнического происхождения... Классы... яв­
ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос­
паривают существующее распределение власти, преиму­
ществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
история человечества доказывает, что неравенство необходи­
мо для достижения некоего идеала человеческого совершен­
ства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз­
личия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо­
бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци­
альные «лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви­
тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на­
селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно­
сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден­
ции, медицины, образования, технические служащие и уп­
равляющие).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци­
альное качество, связана с социально-психологическим
стрессом. Во многих странах для его смягчения используют­
ся различные средства: пособия по безработице, фонды
помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
переподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих це­лях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз­
начающего буквально «разряд». Разделение римского обще­
ства на классы приписывается легендарному римскому ца­
рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-


Чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деле­ния? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного рос­сийского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охва­тывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вто­рых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуще­ствляться как через политические организации (государст­во, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-пси­хологические различия, поскольку в оценке престижа за­нятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людь­ми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основ­ная черта - попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые до­пускают использование количественно измеряемых показа­телей. <...>

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в по­знании общества. Она позволяет установить внутренние свя­зи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критери­ями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоин­ства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведе­ны в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.


§ 2. Социальные институты

Вспомните:

каковы основные сферы жизни общества? Что такое по­требность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе вы­полняют социальные нормы?

Когда мы произносим слово «институт», первое его зна­чение, которое приходит на ум, - это высшее учебное заве­дение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». По­нятие «социальный институт» существенно шире. Уже по­чти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называе­мый институциональный подход, который позволяет рассма­тривать общественную жизнь сквозь призму основных соци­альных институтов.

В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях иссле­дователи единодушны в том, что институты играют огром­ную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в со­временную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие - все более сложным.

Рассмотрим основные характеристики понятия «социаль­ный институт».