Гончарная мастерская как бизнес. Что такое гончарное дело: обучение для начинающих. Гончарный промысел, его плюсы

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает . Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в домашних условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире...

Мастерская на даче

Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В настоящее время к услугам начинающих и "продвинутых" керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло "зацепит" вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.

Необходимые инструменты

Понятно, что гончарный круг — это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С тех пор, как какой-то безвестный гений придумал и создал первый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С тех пор принцип действия этого устройства нисколько не изменился. Гончарный круг — это небольшой диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с жестко прикрепленной снизу осью. К противоположному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может вращаться. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные. Они удобнее, потому что позволяют освободить для работы обе руки мастера. Большинство современных гончарных кругов электрические. Они достаточно удобны и облегчают физический труд гончара. Хотя некоторые мастера утверждают, что настоящий гончарный круг — это все-таки ножной. Только на нем можно плавно и гибко регулировать скорость вращения, что очень важно для лепки.

Сейчас есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Как правило, такие круги вполне удобны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги самостоятельно.

Для мало-мальски серьезного творчества вам не подойдут появившиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при некотором опыте на них можно смастерить лишь совсем крошечные изделия (например, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.

Еще для работы нам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей. Кроме этого понадобится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Вместо проволоки подойдет самая тонкая гитарная струна. Длина ее должна примерно равняться ширине плеч.

Песнь о глине

Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Промышленная классификация делит их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как "жирная" (пластичная) и "тощая" (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно "жирной". Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Причем, чем тоньше, изящнее изделие, тем более жирная глина для него используется. Различается и цвет глины. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превышает 1%, изделие и до, и после обжига будет белого цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие покраснеет, даже если сырая глина была зеленой или голубой.

Пожалуй для начинающих гончаров лучший выход из положения — это покупка готовой глины в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Чаще всего гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно узнать у консультантов в магазине.

Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — "перебить". Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.

Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге или, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. Сейчас появляется все больше подобных творческих курсов и мастер-классов. Если такой возможности нет, придется осваивать мастерство методом проб и ошибок. В этом очень пригодится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Надо отметить, что главный способ овладения гончарным делом — это многократное повторение. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины. Нужно постараться максимально расслабить руки, движения должны быть мягкими и плавными, без резких рывков.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите внутрь до дна углубления, а пальцы правой поместите на наружную стенку. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и внутри и снаружи цилиндра, одна против другой, вместе определяя толщину стенки и величину давления;
  • чтобы вытянуть шейку кувшина, необходимо захватить двумя руками его верх с внешней стороны и сжать до нужного размера;
  • если у кувшина по замыслу должно быть узкое горлышко, следите, чтобы случайно не расширить его слишком сильно;
  • воду, которая собирается на дне изделия, удобно удалять губкой, надетой на проволоку;
  • попробуйте выточить тонкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите характерную для гончарных изделий деталь декора;
  • если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Поэтому начинать лучше с небольших блюдец и тарелок. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Наиболее тщательно следует делать днище, потому что у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут трескаться и "вздуваться".

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).

Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно "выглаживать". Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.

Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.

Расход глины

Очень полезно знать, сколько необходимо взять глины, чтобы сделать то или иное изделие определенного размера. Как правило, новички берут слишком много глины, и это одна их причин возможных неудач. Для изготовления чайного блюдца с диаметром дна 13 см нам потребуется примерно 800 г глины, для обеденной тарелки с диаметром дна 23 см вес глины увеличится до 1400 г. Для кружки высотой 9 см или кувшина объемом 0,2 л потребуется всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести своего рода дневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать интересные изделия, увиденные в музеях или на выставках, делать наброски своих собственных ваз и кувшинов, которые существуют пока лишь в вашем воображении. Такие записи помогут совершенствовать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие годы массу полезной информации, которая иначе непременно забудется.

Понятно, что научиться работе на гончарном круге, прочитав всего одну короткую статью, очень сложно. Вам понадобится много времени, упорного труда и хороший наставник или толковый самоучитель. И кто знает, может быть ваши замечательные работы станут не только украшением дома, но и займут достойное место на выставках керамики.

Виктория Белобородова

Любой творческий человек рано или поздно задумывается о том, чтобы сменить скучную офисную работу на ту, которая будет радовать его душу. На ум приходят разные идеи, от рисования, до организации праздников. Для многих важно, чтобы свое дело было этичным и приносящим реальную пользу обществу. Одним из таких является обучение древнему ремеслу – гончарному искусству .

Глина — это чистый природный материал, который, с одной стороны, позволяет расслабиться и отвлечься от рутины. А с другой — глина издревле была превосходным материалом для строительства и различного производства. Из глины до сих пор делают кирпичи, посуду и декоративные керамические изделия. Дорогие фарфор и фаянс также производятся из глины по процессу, который мало чем отличается от изготовления кирпичей. Разница производств заложена лишь в сорте глины и некоторых специфичных конечных процессах. Несмотря на древность гончарного ремесла оно по прежнему актуально. А с возросшей доступностью инструментов оно стало популярным у обывателей, которые хотят изготавливать керамику для себя и друзей, в качестве хобби. Поэтому бизнес по обучению и предоставлению возможности заниматься этим прекрасным делом всегда найдет своего потребителя.

Почему именно гончарная школа?

Согласитесь, все в детстве любили лепить из пластилина, а кому-то повезло поработать с чистейшим природным материалом – глиной. Сама по себе, глина является вязкой субстанцией, которая легко поддается пластичным изменениям. Из глины делают посуду, декоративные предметы интерьера, бижутерию и многое другое. Но научиться лепить из глины что-то стоящее самому – достаточно сложно. Именно поэтому люди охотно записываются на мастер-классы по лепке из глины руками и на гончарном круге.

На занятия приходят, как дети, так и взрослые пожилые пары. Лепка из глины успокаивает, очищает ум и дарует позитивный настрой на весь день. Кроме того, изделия, полученные после занятий, можно полноценно использовать в быту. Некоторые сравнивают процесс лепки из глины с медитацией. Также широким спросом пользуются групповые занятия, как отличная форма для проведения дня рождения или корпоратива.

С чего начать?

Многие думают, что чтобы открыть гончарную школу – надо самому очень хорошо уметь лепить из глины. От части – это правда. В своем штате необходимо иметь минимум двух специалистов, которые разбираются в гончарном ремесле, желательно, чтобы одним из них был дизайнер-керамист, прошедший обучение в специальном учебном заведении. Важно понимать, что после того, как Ваши ученики слепят изделия из глины, понадобится самостоятельно высушить их и обжечь при правильной температуре. Также не стоит забывать о технологических процессах: глазуровании изделий (остекление), покраске ангобами, утильном и вторичном обжиге.


Конечно, если Вы не хотите самостоятельно вести курсы, то стоит поручить контроль этих важных составляющих бизнеса своим работникам. Но на деле эти процессы ни так уж и сложны, но, конечно, лучше на первое время нанять опытного в этой сфере специалиста, чтобы перенять его опыт и создать свою технологическую методичку. Что касается самой лепки, то ничего сложного здесь нет. Составить обучающую программу можно буквально за неделю. Самостоятельно изучите литературу по гончарному искусству и на первое время этого будет достаточно детям и начинающим керамистам.

Некоторые тонкости и советы по оборудованию и открытию собственной гончарной школы

Для начала Вам понадобятся:

  • печь для обжига глины
  • гончарный круг
  • набор инструментов (кисточки и специальный приборы)
  • мебель и стеллажи
  • глина и краски

Бизнес по открытию гончарной школы имеет низкий порог вхождения. Для начала понадобится приобрести печь для обжига, ее цена начинается от 90 000 рублей. На первое время самой простой печи будет достаточно. Учтите, что важно, чтобы печь могла обжигать глину на температуре выше 1000 градусов. Также, понадобится сама глина, инструменты и специальные краски для нее (ангобы и глазури). Не забывайте о гончарном круге, он будет незаменим, если вы хотите начать обучение с производства посуды, хотя на первое время, занятия можно проводить только по ручной лепке. Все это можно приобрести в специализированных интернет магазинах.

Важной расходной частью станет закупка мебели, чтобы организовать рабочее пространство в гончарной школе. Тут все зависит от площади помещения. Минимальный закуп для организации гончарной школы со средней пропускной способностью около 100 человек в месяц – 150 000 рублей, без учета аренды помещения.

Площадь помещения должна быть не менее 30кв.м, но учтите, что чем больше помещение, тем комфортнее ученикам. Постарайтесь расположиться ближе к школам и детским садам, желательно в центре города, чтобы было удобно добраться до мастерской.

Выделите специальное место для печи (это будет муфельная электропечь), учитывайте требования пожарной безопасности, проконсультируйтесь со специалистами, которые производят печи для обжига глины.

Форматами обучения могут быть:

  • — единичные мастер-классы по ручной лепке или на гончарном круге (для всех желающих)
  • — базовый курс, состоящий из 8-12 занятий (для желающих научиться лепке)
  • — узконаправленные занятия для профессионалов своего дела (продвинутые курсы, повышение квалификации)
  • — сдача в аренду рабочего пространства для продвинутых гончаров и индивидуальных занятий (гончарный коворкинг)
На что можно рассчитывать в итоге?

Окупаемость такого бизнеса составляет примерно 6-8 месяцев, все зависит от рекламы и правильного позиционирования в своем городе. На старте очень важно завлечь учеников дружелюбным сервисом и гибкой системой цен. Средний чек за мастер-класс может достигать 2000 рублей с одного слушателя.

Для имиджа гончарной школы важен дизайн, поэтому уделите особое внимание, как названию, так и внешнему оформлению. Гончарная школа завлекает своим творческим процессом, как детей, так и родителей. Равнодушных, как правило, не остается, ведь лепка из глины – это прекрасный способ самовыражения, который всегда будет востребован на рынке услуг.


* В расчетах используются средние данные по России

Итак, если вы планируете открыть собственное производство керамических изделий, но при этом не обладаете достаточными средствами для организации полномасштабного предприятия, можно начать с гончарной мастерской. В настоящее время это направление вызывает большой интерес у предпринимателей. Специалисты отмечают рост интереса к этому направлению. Причем потребителей интересуют не только сами гончарные изделия ручной работы, но и процесс их изготовления как оригинальное хобби.

Независимо от того, собираетесь ли вы обойтись своими сбережениями или планируете привлекать инвесторов, перед тем как приступать к решению организационных вопросов, обязательно составьте подробный бизнес-план. Конечно, в идеале вы должны хорошо разбираться во всех тонкостях этого ремесла. Но даже если у вас нет опыта работы в этой сфере, но она представляет для вас интерес, не стоит отказывать от своей идеи. В таком случае вы будете выступать не в роли мастера, а как организатор и руководитель. Но в любом случае вы должны иметь хотя бы общее представление о процессе изготовления керамических изделий.

Прежде всего, вам понадобится подходящее помещение. Оно может располагаться и вдали от центра города. Главное, чтобы вам и вашим работникам было удобно добираться туда. Большинство гончарных мастерских открывается либо на окраине города (или даже пригороде), или и вовсе в области. Но последний вариант подходит для более крупных предприятий, которые экономят на доставке сырья, располагая свое производство поблизости от места добычи глины.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Существуют определенные требования к площади мастерской. Она должна состоять как минимум из двух помещений. Первое площадью не менее 50 кв. метров отводится под производственный цех, а второе площадью в 20 кв. метров используется для хранения сырья и готовой продукции. Рабочее помещение должно быть оборудовано хорошей системой вентиляции. Лучше всего, если в вашей мастерской будет еще одно отдельное, третье помещение, где будет проходить глазирование изделий. Глазурь содержит свинец и другие вредные вещества, поэтому работать с нею нужно с соблюдением техники безопасности и с использованием респираторов. В идеале помещение должно быть в вашей собственности. Но если такового нет, то придется арендовать подходящее на несколько месяцев. Стоимость аренды составит от 35 тыс. рублей (точная сумма зависит от региона, расположения, площади и состояния помещений).

Когда подходящее помещение будет найдено, можно приступать к поиску оборудования. Здесь есть большое количество нюансов, поэтому если вы не являетесь специалистом в гончарном деле, обратитесь за помощью к таковому. Иначе велик риск приобрести не то, что нужно.

К основному оборудованию относятся гончарные круги, оборудование для замеса глины, весы для дозировки глиняной массы, формы для изделий (например, для изготовления магнитов, рамочек для фотографий и прочей мелочевки), инструменты и специальные печи для обжига готовых изделий. Потребуются также рабочие столы и стулья для гончаров, стеллажи, полки и шкафы для хранения продукции и сырья. В набор инструментов для гончарных работ входят стеки, струны с ручками, скалки, ножи, циркули и кронциркули, ложечки, гончарные ножи и пр. Один гончарный круг обойдется в сумму от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Около 30 тыс. рублей стоит и машина для вымешивания глины. Еще около 5-7 тыс. рублей потребуются на покупку весов и около 5 тыс. рублей – на инструменты.

Муфельную печь с температурой нагрева до 950 °С некоторые умельцы делают самостоятельно из бытовой электрической плитки. Для этого из стального листа толщиной 0,5-0,9 мм изготавливают корпус по диаметру электроплитки, а сверху прикрепляют крышку, просверлив в ней несколько отверстий для выхода пара. Муфельную чашу делают следующим образом. Сначала изготавливается форму из картона, которая пропитывается парафином или воском. На внутреннюю поверхность формы наносится глиняная масса слоем в 1 см. После высыхания, глиняная чашка отделяется от формы, еще раз подсушивается и обжигается. Ее нижняя часть должно плотно прилегать к электроплите. Готовую муфельную чашку помещают в корпус. Пространство между муфелем и корпусом заполняют асбестовой крошкой. Чтобы контролировать процесс обжига, делают глазок диаметром 20-25 мм со шторкой. Сама конструкция устанавливается на асбестовом основании.

Впрочем, лучше все же не рисковать и приобрести муфельные печи. Стоимость одной печи составляет от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Даже в случае с небольшой мастерской желательно иметь хотя две-три печи.

На закупку первой партии сырья, примесей, глазурей, красок и пр. потребуется около 50 тыс. рублей. В небольшой мастерской площадью около 50 кв. метров могут работать одновременно три мастера. Заработная плата каждого из них начинается от 10-15 тыс. рублей, в зависимости от региона, занятости, квалификации и т. д.


Готовые идеи для вашего бизнеса

Доходы гончарной мастерской складываются из двух составляющих – продажи самих гончарных изделий и изготовление их под заказ, а также проведения платных мастер-классов, экскурсий, сдачи в аренду рабочего помещения и оборудования. Оптовая стоимость простого предмета из глины, выполненного методом штамповки (например, магнита), начинается от 60-70 рублей при себестоимости 25-30 рублей. При этом в розницу такие магниты продаются по цене около 170-190 рублей. Посещение мастер-класса с обучением азам работы с гончарным кругом стоит от 350 рублей с человека. Среднее количество участников одного мастер-класса – пять-шесть человек. Стоимость аренды гончарной мастерской вместе со всем необходимым оборудованием начинается с 1000 рублей и выше. Конечно, зарабатывать на обучении и сдаче мастерской в аренду можно лишь в том случае, если она располагается в крупном городе, где конкуренция в данной области практически отсутствует и есть интерес со стороны людей к гончарному ремеслу. Реализовать готовые изделия можно через мелкооптовые компании (по мере увеличения объемов производства можно будет задуматься и о крупном опте), через торговые сети, отдельные магазины (цветочные, магазины игрушек, магазины сувениров и подарков), торговые точки и ларьки (включая сувенирные лавки в торговых центрах города, на вокзалах и в аэропортах), точки на рынках, через собственный магазин при мастерской, а также через интернет-магазины (но этот вариант подходит только для продажи мелкой сувенирной продукции). Мечта всех мелких производителей сувенирной продукции – стать поставщиком крупных российских торговых сетей. Глиняные сувениры самобытны и пользуются спросом, а конкуренция на федеральном уровне отсутствует. Но для сотрудничества с торговыми сетями минимальная партия товара должна составлять не менее тысячи штук одного наименования, что является довольно большим объемом для небольшой мастерской, даже если речь идет о мелочевке, вроде штампованных магнитов. Другая сложность связана со спецификой любого полукустарного производства, к которым относится нестабильное качество продукции и несоблюдение сроков поставок.

Даже если в вашем городе практически полностью отсутствует конкуренция в этом сегменте, не стоит забывать о рекламе и, главное, высоком качестве вашей продукции. Реклама поможет привлечь внимание желающих освоить искусство лепки из глины. А высокое качество и оригинальный дизайн вашей продукции станет залогом успеха среди потенциальных покупателей.

Для открытия небольшой гончарной мастерской потребуется от 250 тыс. рублей. Сроки окупаемости такого вида бизнеса составляют от одного года.

210 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 44053 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Другие статьи по вашей теме:

Приступая к созданию глиняных шедевров в домашних условиях, не спешите приобретать гончарный круг. Ведь существует большое количество самых разнообразных техник, которые на первых порах позволят лучше «почувствовать» материал, узнать о его свойствах и «поведении» во время и после работы.

Исторически большинство из этих техник предшествовали формовке на гончарном круге: ручная лепка появилась задолго до изобретения прославленного инструмента гончара. Главный инструмент истинного мастера по лепке – его руки, а глина лишь материал, послушно отражающий фантазии творца.


Лепить можно из кусочков глины, собирая целое из отдельных частей. Этот способ называют конструктивным. Он подходит для изготовления различных некрупных элементов декора: игрушек, блюдец, кружек. Яркий пример такой лепки – знаменитая дымковская игрушка. При лепке из отдельных частей работа начинается с формирования крупной детали, а затем к ней буквально примазывают дополнительные элементы, но так, чтобы швы соединений не были видны.


Второй популярный способ лепки – пластический – из целого куска: все части формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы.

Третий способ – комбинированный. Как и следует из названия, он объединяет несколько видов лепки: конструктивный и пластический. Например, из целого куска лепится чаша, а к ней присоединяются ручки.

Для изготовления различных видов сосудов способом ручной лепки (без использования гончарного круга) используют разные техники. Ниже – несколько наиболее распространенных.

Спиральная техника из жгутов: первоначально из глины изготавливаются жгуты, которые накручиваются на воображаемую фигуру, образуя круг за кругом реальное изделие. Еще в древние времена эта техника ценилась за то, что позволяла создавать сосуды очень больших размеров: тех, что невозможно изготовить на гончарном круге.

Лепка из полос в некотором роде напоминает спиральную технику. Однако она гораздо сложнее поддается начинающим гончарам: сначала необходимо раскатать пласт, затем разрезать его на полоски. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, к ней присоединяется следующая, а в месте соединения делается еще одна насечка (внутри). Затем на эту насечку с внутренней стороны кладется тонкий жгутик, а шов замазывается. Все последующие полосы присоединяются аналогичным способом – постепенно они «вырастают» в задуманную автором фигуру.

Следует помнить, что болванка просто так «не отстанет» от изделия, поэтому ее необходимо обернуть в целлофановый пакет или накрыть бумагой. И уже через сутки (до полного высыхания фигуры) извлечь из полученного глиняного изделия.

Одним из самых загадочных гончарных методов признана лепка сосудов на веревку: археологи много раз находили посуду с веревочным орнаментом внутри. Возникал вопрос: с какой целью древние мастера украшали сосуды с внутренней стороны? Ответ скрывался именно в способе изготовления образцов, а не в декораторских приемах: некая болванка обматывалась веревкой; по полученной заготовке лепили сосуд; затем веревку разматывали, что позволяло легко снять сосуд с заготовки.

Говоря об украшении глиняных изделий , стоит упомянуть и специальные техники: налепные узоры, рельефная лепка, веревочный оттиск, роспись.

Новичкам следует знать и то, что твердые предметы (цветные стекла, бусины и так далее) нельзя использовать в качестве декора для глиняных изделий до полной готовности образца: при сушке и обжиге глина сжимается и буквально выдавливает все «инородные тела», что часто приводит к деформации и повреждению изделия.