Главный технический инспектор труда профсоюза. Профсоюзный контроль за условиями труда. Как не допустить злоупотреблений инспекторов. III. Формирование правовой инспекции труда профсоюза

ПРЕЗИДИУМ ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о правовой инспекции
труда профсоюза


В целях осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, укрепления и развития форм правовой защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза и в соответствии со президиум ЦК профсоюза

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее - Положение).

3. Территориальным комитетам профсоюза до 1 января 2003 года провести необходимые мероприятия по формированию правовой инспекции труда на территориальном уровне организационной структуры профсоюза в соответствии с Положением.

4. Считать утратившим силу пункт 6 постановления президиума ЦК профсоюза от 21.04.98 N 15 "О практике организации работы по оказанию юридической помощи членам профсоюза и по реализации прав на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде Свердловской, Калужской, Иркутской, Пермской территориальными организациями профсоюза".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя профсоюза В.С.Павлихина.

Председатель профсоюза
В.М.Яковлев

Приложение. Положение о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Приложение
к постановлению президиума
ЦК профсоюза
от 04.10.2002 N 11

I. Общие положения

1.1. работников народного образования и науки РФ (далее - правовая инспекция труда профсоюза) является федеральной системой органов, осуществляющих профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных , а также по другим социальным и трудовым вопросам в образовательных учреждениях различных типов и видов, организациях, предприятиях и учреждениях системы образования и науки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), в которых работают члены профсоюза на территории Российской Федерации.

1.2. Правовая инспекция труда профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , Трудовым кодексом Российской Федерации , Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" , Законом Российской Федерации "Об образовании" , Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" , иными законами и нормативными правовыми актами, а также Уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ и настоящим Положением.

1.3. Правовая инспекция труда профсоюза при осуществлении своих полномочий взаимодействует с федеральной инспекцией труда, другими органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, прокуратурой и иными правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами по охране труда и работодателями, другими государственными и общественными организациями.

1.4. Правовая инспекция труда профсоюза формируется на федеральном и территориальных уровнях организационной структуры профсоюза, образуя систему профсоюзного контроля в организациях, в которых работают и обучаются члены профсоюза.

Правовая инспекция труда профсоюза является самостоятельным и независимым в своих оценках состояния и условий соблюдения трудового законодательства уполномоченным представительным органом профсоюза, который обеспечивает защиту социально-трудовых прав членов профсоюза на всей территории Российской Федерации.

II. Функции правовой инспекции труда профсоюза

Правовая инспекция труда профсоюза в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

2.1. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также связанных с ними законодательных и иных нормативных правовых актов в области социального партнерства, регулирования деятельности профсоюзов, занятости, приватизации, ликвидации и реорганизации в организациях, в которых работают члены профсоюза.

2.2. Обеспечивает правовую и социальную защиту прав работников (членов профсоюза) и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей и их представителей, нарушающих или ограничивающих права работников, установленные международными нормами, законами и иными нормативными правовыми актами, а также социально-трудовых льгот и гарантий, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами, трудовыми договорами.

2.3. Организует и проводит проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с ними законодательных и иных нормативных правовых актов, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

2.4. Участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений профсоюзных органов по социально-трудовым вопросам.

2.5. Разрабатывает рекомендации, дает разъяснения по практике осуществления социального партнерства в отрасли, заключения коллективных договоров и соглашений, по вопросам применения трудового, пенсионного, жилищного законодательства, а также по вопросам социального страхования, занятости, организации летнего отдыха и оздоровления детей и другим социально-трудовым вопросам.

2.6. Обобщает и анализирует деятельность первичных и территориальных профсоюзных организаций, правовых инспекторов труда профсоюза по контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.7. Информирует соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления о фактах нарушения трудового законодательства.

В случае невыполнения требований правовых инспекторов труда профсоюза направляет в федеральную инспекцию труда, органы прокуратуры сообщения о фактах нарушения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах и других нарушениях прав работников и их представителей.

2.8. Осуществляет взаимодействие с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам участия в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предварительного изучения проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические и трудовые права и профессиональные интересы работников, и при необходимости вносит по ним предложения в руководящие органы профсоюза, территориальных профсоюзных организаций.

2.9. Взаимодействует с судебными и правоохранительными органами в целях формирования и изучения правоприменительной практики по вопросам правовой защиты работников.

2.10. Участвует в работе по правовому воспитанию, распространению правовых знаний по соблюдению трудового законодательства.

2.11. Вносит на рассмотрение соответствующего выборного профсоюзного органа предложения по вопросам соблюдения трудового законодательства, совершенствования системы профсоюзного контроля в этой области.

2.12. Оказывает методическую и практическую помощь первичным и территориальным профсоюзным организациям, правовым инспекторам труда профсоюза по проведению ими работы по контролю за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.13. Организует и проводит регулярное обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда профсоюза и профсоюзного актива по вопросам применения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.

2.14. Оказывает помощь членам профсоюза, первичным и территориальным профсоюзным организациям в подготовке исковых заявлений и других документов, необходимых для судебной и иной защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза.

2.15. Ведет прием, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения членов профсоюза, первичных и территориальных профсоюзных организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников, принимает необходимые меры по устранению фактов нарушения трудового законодательства и прав заявителей, оказывает консультационную помощь членам профсоюза по правовым вопросам.

III. Формирование правовой инспекции труда профсоюза

3.1. Общее руководство деятельностью правовой инспекции труда профсоюза осуществляет президиум ЦК профсоюза, текущее руководство осуществляет председатель профсоюза.

Руководство деятельностью правовой инспекции труда профсоюза, действующей на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководящим органом территориальной организации профсоюза.

3.2. Правовая инспекция труда профсоюза формируется по отраслевому принципу на федеральном и территориальном уровнях структуры профсоюза и состоит из правовой инспекции труда ЦК профсоюза, возглавляемой главным правовым инспектором труда ЦК профсоюза, и правовых инспекций труда территориальных организаций профсоюза, возглавляемых главными правовыми инспекторами труда соответствующих руководящих органов территориальных профсоюзных организаций.

Правовые (главные правовые) инспектора труда профсоюза являются штатными работниками аппаратов профсоюза, территориальных профсоюзных организаций.

3.3. На должность правового инспектора труда профсоюза назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

На должность главного правового инспектора профсоюза назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее пяти лет.

3.4. Правовой инспектор труда профсоюза назначается и освобождается от должности решением уполномоченного органа профсоюза, территориальной организации профсоюза.

3.5. Профсоюз, территориальная организация профсоюза самостоятельно с учетом финансовых возможностей определяет штатную численность правовых инспекторов труда профсоюза.

3.6. Председатель территориальной организации профсоюза в обязательном порядке уведомляет ЦК профсоюза и главного правового инспектора труда ЦК профсоюза о назначении на должность и освобождении от должности правовых инспекторов труда профсоюза.

3.7. Правовому инспектору труда профсоюза выдается удостоверение установленного образца (приложение 5).

Удостоверение заверяется печатью территориальной профсоюзной организации (профсоюза) и подписывается председателем территориальной профсоюзной организации (председателем профсоюза).

При освобождении от должности правового инспектора труда профсоюза (при прекращении деятельности внештатного правового инспектора труда профсоюза) удостоверение подлежит возврату.

3.8. Правовой инспектор труда профсоюза непосредственно подчиняется председателю территориальной профсоюзной организации (председателю профсоюза), а также выполняет решения, принятые руководящими органами профсоюза, территориальных профсоюзных организаций и главным правовым инспектором труда ЦК профсоюза, в пределах своей компетенции.

3.9. Статус внештатного правового инспектора труда профсоюза в отношении полномочий и ответственности приравнивается к статусу штатного правового инспектора труда профсоюза.

3.10. Председатель территориальной профсоюзной организации вправе поручить правовому инспектору труда профсоюза с учетом его знаний и практического опыта выполнять отдельные функции технического инспектора труда профсоюза, если должность последнего не предусмотрена штатным расписанием.

3.11. Правовые инспектора труда профсоюза не реже чем раз в три года проходят обучение и аттестацию по утвержденной ЦК профсоюза программе.

3.12. Правовой инспектор труда профсоюза должен быть членом профсоюза.

IV. Полномочия правовых инспекторов труда профсоюза

Правовые инспектора труда профсоюза имеют право:

4.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями, их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

4.2. В установленном порядке беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров и составлять акт о выявленных нарушениях (форма N 3-ПИ) (приложение 3).

4.3. Проводить консультации с работодателями, их представителями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

4.4. Обсуждать и получать от работодателей информацию по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников организаций в области соблюдения их трудовых прав и профессиональных интересов, законности проведения реорганизации или ликвидации организаций.

4.5. Участвовать в разработке и осуществлении контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

4.6. Защищать права и интересы членов профсоюза, выступать в качестве представителей по собственной инициативе либо по просьбе членов профсоюза в судах и иных органах, рассматривающих трудовые споры, для защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли.

4.7. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма N 1-ПИ) (приложение 1).

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, а также с изменениями условий труда.

4.9. Принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также согласовании их в установленном порядке, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений профсоюзных органов по социально-трудовым вопросам.

4.10. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма N 2-ПИ) (приложение 2).

4.11. Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда).

4.12. Получать для осуществления своей деятельности бесплатно и беспрепятственно от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам, касающимся работников отрасли.

4.13. Главный правовой инспектор труда профсоюза наряду с правами, указанными в пунктах 4.1-4.12 настоящего Положения, имеет право рассматривать возникшие разногласия между работодателями, их представителями и иными должностными лицами организаций (при их обращении) и правовыми инспекторами труда профсоюза по вопросам, входящим в их компетенцию, и принимать по ним решения.

4.14. Главный правовой инспектор труда ЦК профсоюза выполняет функции по:

- непосредственному организационному и методическому руководству деятельностью правовой инспекции труда профсоюза, широкому информированию о ее деятельности;

- координации работы правовых инспекторов труда профсоюза, оказанию содействия в выполнении возложенных на них задач;

- осуществлению контроля за соответствием действующему законодательству принятых правовыми инспекторами труда профсоюза решений;

- представлению в ЦК профсоюза, а также в ФНПР ежегодной информации о деятельности правовой инспекции труда профсоюза и внесению предложений по ее совершенствованию и премированию правовых инспекторов труда профсоюза;

- организации обучения и повышения квалификации правовых инспекторов труда профсоюза в соответствии с планами, утверждаемыми президиумом ЦК профсоюза.

4.15. Разногласия по решениям, принятым главным правовым инспектором труда ЦК профсоюза, рассматриваются на заседании президиума ЦК профсоюза.

V. Заключительные положения

5.1. Жалобы на принятые решения правовых инспекторов труда профсоюза рассматриваются соответствующим руководящим органом территориальной организации профсоюза, а при необходимости выборным профсоюзным органом вышестоящей организации профсоюза. Окончательное решение принимает президиум ЦК профсоюза.

5.2. Правовой инспектор труда профсоюза ведет учет своей деятельности и отчитывается перед организацией, в которой он принят на работу.

5.3. Правовой инспектор труда профсоюза ежегодно не позднее 1 февраля следующего за отчетным года представляет в ЦК профсоюза отчет о работе правовой инспекции труда территориальной организации профсоюза по установленной форме (форма N 4-ПИ) (приложение 4).

К отчету о работе правовой инспекции труда территориальной организации профсоюза в обязательном порядке прилагается пояснительная записка с информацией, раскрывающей содержание отмеченных значком * пунктов отчета, а также иная дополнительная информация правового характера.

5.4. Внештатный правовой инспектор труда профсоюза освобождается от основной работы для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, для участия в семинарах, совещаниях, конференциях, съездах и в работе других выборных профсоюзных органов. Условия освобождения его от основной работы и порядок оплаты времени выполнения обязанностей правового инспектора труда профсоюза и обучения определяются коллективным договором, соглашением.

Приложение 1 к Положению. Представление N __ от "__" _______ 200_г. об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Приложение 1
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ


Форма N 1-ПИ


Правовая инспекция труда профсоюза

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ N __ от "__" _______ 200_г.
об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права

(должность, наименование организации, фамилия, имя, отчество)

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации , статьей 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предлагаю устранить следующие нарушения:

Перечень выявленных нарушений

Сроки устранения


О результатах рассмотрения представления и принятых мерах прошу сообщить в правовую инспекцию труда профсоюза в срок до "__" _______ 200_ г.

Представление получил
"__" __________ 200_ г.

(должность, фамилия, имя, отчество)


Примечание. Представление выдается лицу, нарушившему трудовое законодательство. Копии представления направляются руководителю организации и в выборный профсоюзный орган организации.

Приложение 2 к Положению. Требование N__ от "__" _______ 200_ г. о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права

Приложение 2
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ

Форма N 2-ПИ

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Правовая инспекция труда профсоюза

ТРЕБОВАНИЕ N__ от "__" _______ 200_ г.
о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов
и иных актов, содержащих нормы трудового права

(должность, наименование государственного,

правоохранительного органа, организации, Ф.И.О.)

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации , статьей 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" обращаюсь с требованием о привлечении к _____________________

(дисциплинарной, административной, уголовной)

ответственности

(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустивших нарушение)

и иных нормативных правовых актов)

О принятом решении прошу сообщить в правовую инспекцию труда профсоюза в срок до "__" _______ 200_ г.

Приложение. Представление N ____ от "__"__________ 200_ г.

Правовой (главный правовой) инспектор труда профсоюза

(подпись, дата, фамилия, имя, отчество)

Приложение 3 к Положению. Акт о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Приложение 3
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ


Форма N 3-ПИ

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Правовая инспекция труда профсоюза

АКТ
о нарушении трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права

Составлен правовым (главным правовым) инспектором труда профсоюза

(фамилия, имя, отчество)

О нарушении трудового законодательства

(фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации)

(краткое содержание нарушений трудового законодательства

с указанием статей правовых актов)

Объяснение должностного лица, допустившего нарушение:

"__" __________ 200_ г.

(подпись)

Решение правового (главного правового) инспектора труда профсоюза

Правовой (главный правовой) инспектор труда профсоюза

(подпись, дата, фамилия, имя, отчество)


"__" _____ 200_ г.

Примечание. Акт составляется в трех экземплярах: первый - выдается лицу, нарушившему трудовое законодательство, второй - направляется руководителю организации, третий - передается в выборный профсоюзный орган организации.

Приложение 4 к Положению. Отчет о работе правовой инспекции труда ____________ территориальной организации профсоюза за 200_ г.

Приложение 4
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ

Форма N 4-ПИ

Наименование раздела

Число правовых инспекторов труда

Число внештатных правовых инспекторов труда

Проверено учреждений комплексно (по всем вопросам применения трудового законодательства):

а) дошкольного образования

Число представлений (требований) об устранении нарушений трудового законодательства по учреждениям / из них выполнено:

а) дошкольного образования

б) общего среднего образования

в) начального и среднего профессионального образования

г) высшего профессионального образования

Восстановлено на работе:

а) по требованию профсоюзной организации

б) по результатам обращения в государственную инспекцию труда

Привлечено по требованию профсоюзной организации к ответственности должностных лиц за нарушение трудового законодательства, условий коллективного договора, соглашения:

а) дисциплинарной, в том числе уволены

б) иной ответственности (материальной, административной, уголовной)

Направлены материалы в комиссию по трудовым спорам

Направлены материалы в государственную инспекцию труда

Количество предписаний государственной инспекции труда об устранении нарушений трудового законодательства

Направлены материалы в прокуратуру

Количество протестов и представлений об устранении нарушений законодательства

Направлены материалы в суд / из них удовлетворены полностью или частично:

а) о взыскании заработной платы, пособий и иных обязательных социальных выплат

б) о восстановлении на работе

в) по другим индивидуальным трудовым спорам

д) об обжаловании действий и решений органов власти и должностных лиц, нарушающих социально-трудовые права работников

Количество трудовых споров, рассмотренных с участием профсоюзной организации:

а) коллективных, в т.ч. забастовок

б) индивидуальных

Из них решены положительно:

а) коллективных, в т.ч. по результатам забастовок

б) индивидуальных

Количество проведенных экспертиз проектов, а также действующих нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников образования

Рассмотрено писем

Принято на личном приеме


"__" _____ 200_ года

Правовой (главный правовой) инспектор труда профсоюза

Председатель территориальной организации профсоюза

(подпись, фамилия, имя, отчество)

Приложение 5 к Положению. Форма Удостоверения правового (главного правового) инспектора труда профсоюза

Приложение 5
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ

Лицевая сторона

УДОСТОВЕРЕНИЕ


Внутренняя сторона (левая часть)

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации

УДОСТОВЕРЕНИЕ N _____

Место для фото

Выдано
"__" ________ 200_ г.

Личная подпись


Внутренняя сторона (правая часть)

(фамилия, имя, отчество)

работает в должности

правового (главного правового) инспектора труда

(наименование территориальной организации профсоюза)

Председатепь территориальной организации

профсоюза

Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 1, 2003 год

Профессиональные союзы имеют право следить за тем, как работодатель соблюдает трудовое законодательство и коллективные договоры и соглашения. Для этого профсоюзы могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов (ТК ст. 370). Если профсоюз достаточно крупный, у его регионального отделения есть своя правовая инспекция, если нет, то она есть в территориальном объединении профсоюзов.

Итак, если ваше право нарушено, вы можете обратиться к профсоюзному правовому инспектору труда. Если в региональном отделении вашего профсоюза есть свой штатный правовой инспектор, то вами будет заниматься именно он. Если же нет, то проблему будет решать правовая инспекция труда объединения профсоюзов. Исходя из этого вы выбираете адресата для письменного обращения: председатель областного комитета вашего профсоюза или председатель территориального объединения профсоюзов. Они, в свою очередь, поручат дело своим правовым инспекторам. Письменное обращение можно принести лично или направить по почте.

Сроков ответа на обращения для профсоюзов не предусмотрено, поэтому, если иное не установлено профсоюзными документами, ваше обращение должны рассмотреть в разумный срок. По общему правилу, разумным сроком является месяц.

У правового инспектора профсоюза есть существенные полномочия. Во-первых, он может беспрепятственно посещать любого работодателя, у которого работают члены профсоюза, для контроля за соблюдением законодательства – то есть работодатель обязан пропустить инспектора в организацию. Во-вторых, работодатель обязан предоставить инспектору соответствующие документы. В-третьих, инспектор вправе направлять работодателю представление об устранении нарушений, а работодатель обязан в недельный срок сообщить о результатах рассмотрения требования и принятых мерах.

Работнику также следует знать один нюанс при обращении в профсоюз. Инспектор проводит проверку в двух случаях: при обращении члена профсоюза (проблемная проверка) и согласно плану проверок (плановая проверка), который принимается, как правило, раз в полгода. Следовательно, если работнику необходимо оперативно решить проблему, то, по всей видимости, придется "заказывать" проблемную проверку. Если же дело не такое срочное, можно использовать другой вариант: обратитесь к председателю областного комитета профсоюза, в котором вы состоите, с просьбой включить вашего работодателя в план проверок, объяснив суть проблемы. Согласно этому плану правовой инспектор придет к ничего не подозревающему работодателю как бы с рядовой плановой проверкой и, изучая документы, как бы случайно обнаружит нарушение именно вашего права. Таким образом, вы останетесь "ни при чем", но вашей проблемой начнут заниматься.

Следует помнить, что работодатель не обязан выполнять требование, указанное в представлении, что является минусом для работника. С другой стороны можно выделить и достоинства обращения в профсоюзную правовую инспекцию труда:

1) работодатель должен на него прореагировать в течение недели;

2) если вы предоставите правовому инспектору необходимые документы для составления представления, его могут направить работодателю без визита к нему, что сэкономит время, а также не вызовет лишнего раздражения очередной проверкой;

3) работодателю будет известно, что профсоюзные юристы уже знают о нарушении, обладают необходимой аргументацией и в случае отрицательного исхода могут отправить документы в прокуратуру, Государственную инспекцию труда или оказать помощь работнику в суде: от написания искового заявления до представления его интересов в судебном заседании;

4) в отличие от государственных органов, профсоюзным инспекторам важна не только соответствующая реакция на ваше обращение, но и то, чтобы вы остались работать в прежней должности (иначе вы перестанете быть членом профсоюза), поэтому работнику логично ожидать более гибкого и продуманного подхода к решению его проблемы;

5) на профсоюзную правовую инспекцию труда не распространяется Федеральный закон №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", то есть она не обязана согласовывать план своих проверок ни с кем, в том числе с прокуратурой.

В профсоюзе существует также техническая инспекция труда – она контролирует то, как работодатель соблюдает требования охраны труда. Более того, при групповом несчастном случае (два и более человек), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан направить извещение в соответствующее территориальное объединение профсоюза (ТК ст. 228.1). Последнее, в свою очередь, направит для участия в расследовании своего профсоюзного тех-нического инспектора труда.

Если вы считаете, что в отношении вас не соблюдаются требования охраны труда, вы также можете обратиться в профсоюзную техническую инспекцию. Схема действий приблизительно такая же, как при обращении в правовую инспекцию.

Право на обращение в техническую или правовую инспекцию профсоюза не отменяет вашего права на обращение в Государственную инспекцию труда (где также работают технические инспекторы труда).

    Приложение 1. Форма N 19-ТИ "Отчет о работе технического (главного технического) инспектора труда, технической инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки" Приложение 2. Форма N 1-ТИ "Представление об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, окружающей среды и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Приложение 3. Форма N 2-ТИ "Требование о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, окружающей среды и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Приложение 4. Форма N 3-ТИ "Требование о приостановке работ при непосредственной угрозе жизни и здоровью работников" Приложение 5. Форма N 4-ТИ "Заключение о степени вины пострадавшего от несчастного случая на производстве" Приложение 6. Форма удостоверения технического (главного технического) инспектора труда

Положение о технической инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ
(утв. постановлением президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 27 марта 2001 г., протокол N 6)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании и в соответствии с Федеральными законами "О профессиональных союзах , их правах и гарантиях деятельности", "Об основах охраны труда в Российской Федерации" , "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний" (далее - страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), законами Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" , "Об охране окружающей природной среды" , "Положением о технической инспекции труда ФНПР", другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей природной среды, уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ, что является правовой основой деятельности технических инспекторов труда профсоюза.

1.2. Техническая инспекция труда профсоюза, включая штатных и внештатных технических инспекторов труда, совместно с комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза по охране труда в организациях, образуют систему профсоюзного контроля в учреждениях, организациях и на предприятиях, где работают и обучаются члены Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

1.3. Техническая инспекция труда профсоюза осуществляет согласованные действия с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателей по вопросам охраны труда, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

1.4. Техническая инспекция труда профсоюза взаимодействует с профсоюзным и другим общественным активом, отраслевой службой охраны труда организаций Минобразования России, органами государственного надзора Рострудинспекции, Госгортехнадзора, Госсанэпиднадзора Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, учреждениями медико-социальной экспертизы и правоохранительными органами в осуществлении контроля за соблюдением прав работников отрасли образования на здоровые и безопасные условия труда, социальные гарантии при работе во вредных и опасных условиях труда.

1.5. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности технической инспекции труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также соблюдением законных прав и интересов работников на предприятиях, в учреждениях, организациях , независимо от форм собственности и подчиненности, и входящих в обслуживание профсоюзных организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

1.6. Техническая инспекция труда профсоюза является уполномоченным представительным органом профсоюза, самостоятельна и независима в своих оценках состояния условий, охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности на производстве и руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей природной среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уставом профсоюза и настоящим Положением, и защищает права членов профсоюза на всей территории Российской Федерации.

2. Функции технической инспекции труда профсоюза

2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением в организациях работодателями и должностными лицами законов Российской Федерации и других нормативных правовых актов (о профсоюзах, об охране труда, о труде, о коллективных договорах и соглашениях, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, о защите окружающей природной среды и других).

2.2. Организация и проведение проверок состояния условий и охраны труда в организациях народного образования и науки, а также промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны окружающей среды, страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

2.3. Защита законных прав и интересов профсоюза и отдельных его членов от действий или бездействия работодателя, должностных лиц, других ответственных лиц организаций, приведших к нарушению или ограничению прав работника на охрану труда.

2.4. Защита законных прав и интересов членов профсоюза обслуживаемых организаций на здоровье и безопасные условия труда, на получение компенсаций и льгот при работе на тяжелых и во вредных или опасных условиях труда, на возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

2.5. Оказание практической и консультативно-правовой помощи уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда в организации, членам совместного комитета (комиссии) по улучшению состояния охраны труда, внештатным техническим инспекторам труда, членам профсоюза.

2.6. Участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве.

2.7. Контроль, совместно с профсоюзным активом, полноты и правильности расходования средств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на мероприятия по охране труда и окружающей природной среды.

Анализ и обобщение причин травматизма, нарушений требований охраны труда и подготовка рекомендаций по их устранению. Подача предложений о необходимости внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты и местные нормативные акты по охране труда.

2.8. Информирование соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.9. Изучение и обобщение проблемных вопросов по охране труда и окружающей природной среды. Принятие в пределах своих полномочий необходимых мер для решения вопросов на месте. Представление в ЦК профсоюза предложений по проблемам, требующим решения на федеральном уровне.

2.10. Участие в работе по распространению экологических знаний, соблюдению требований законодательства об охране труда и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.11. Рассмотрение писем, обращений и заявлений первичных профсоюзных организаций, членов профсоюза по вопросам охраны труда, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подготовка обоснованных разъяснений, рекомендаций и принятие необходимых мер по устранению установленных фактов нарушения прав заявителей.

2.12. Внесение на рассмотрение выборного профсоюзного органа предложений по вопросам охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, совершенствования системы профсоюзного контроля в этой области.

2.13. Участие в разработке мероприятий по выводу из обращения вредных и опасных объектов и технологий, направленных на улучшение условий труда и окружающей природной среды.

2.14. Оказание методической и практической помощи руководителям первичных профсоюзных организаций, уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда в организациях, представителям профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, внештатным инспекторам труда по проведению ими контрольно-профилактической работы. Организация их периодического обучения и повышения квалификации.

Консультативная помощь и участие в обучении профактива по вопросам охраны труда, промышленной безопасности, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости.

2.15. Расследование, с участием профсоюзного актива и представителей работодателя, случаев отказов трудящихся от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда, а также случаев расторжения трудовых договоров (контрактов) по указанной причине.

2.16. Контроль обеспеченности работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, а также спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

2.17. Внесение в соответствующие профсоюзные и хозяйственные органы предложений по улучшению условий охраны труда и окружающей природной среды работающих и обучающихся, а также о применении к должностным лицам экономических санкций за допущенные нарушения в этой области.

2.18. Оказание помощи членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда, окружающей природной среды, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление их интересов в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области.

3. Технический инспектор труда имеет право

3.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) организации, независимо от формы собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены Профсоюза работников народного образования и науки, для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства об охране труда, окружающей природной среды и о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3.2. Осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений (форма 1-ТИ) об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, окружающей природной среды и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Требование формы 2-ТИ о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда... (приложение 3);

Требование формы 3-ТИ о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников (приложение 4).

6.3. Технический инспектор труда ведет учет своей инспекторской деятельности по всем аспектам функциональных обязанностей и отчитывается перед организацией профсоюза, в которую он принят на работу.

6.4. На основании данных учета инспекционных проверок и соответствующих документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, других данных о своей работе, технические (главные технические) инспекторы труда составляют ежегодные отчеты о своей работе по форме 19-ТИ .

6.5. Технические (главные технические инспекторы) труда профсоюза несут правовую ответственность за принимаемые решения, достоверность и объективность данных отчетов по форме 19-ТИ.

6.6. Внештатный технический инспектор труда освобождается от основной работы для выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, для участия в семинарах-совещаниях, конференциях, съездах профсоюза и в работе их выборных органов, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. При этом условия освобождения его от работы и порядок оплаты времени, затраченного на перечисленные мероприятия, определяются коллективным договором, соглашением по охране труда.

Ст. 370 ТК РФ предусматривает право профсоюзов создавать технические инспекции труда профсоюзов. Задача ТИТП - осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. ТИТП общероссийских профсоюзов и их объединений наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями. ТИТП межрегиональных и региональных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов действуют на основании положений, принимаемых этими объединениями в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профсоюзов. Профсоюзные технические инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок. При этом полномочия профсоюзных инспекторов включают не только проверку соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и проверку соблюдения законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий колдоговора, соглашения. Профсоюзные технические инспекторы труда имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе; предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных колдоговорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных колдоговорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участвовать в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. При осуществлении своих полномочий ТИТП взаимодействует с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в лице правовых и технических инспекций труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, в том числе законодательства но охране труда.

Профсоюзным представителем (доверенным лицом) может быть профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа. Такое определение закреплено в ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Контроль за охраной труда силами уполномоченных лиц осуществляется непрерывно. Это качество выгодно отличает данный вид контроля от всех других его форм. Чем больше работников будет привлечено к общественному контролю, тем выше будет его эффективность.

Уполномоченные лица по охране труда действуют на основе Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30, а также на основе типового положения об уполномоченном профсоюзного органа по охране труда, утвержденного соответствующим постановлением руководящего выборного органа соответствующего общероссийского профсоюзного объединения, или аналогичного документа.

Профсоюзы обеспечивают выборы уполномоченных в организации и в ее структурных подразделениях. Уполномоченные избираются открытым или тайным голосованием на собрании (конференции) первичной профсоюзной организации или на общем собрании работников организации и структурного подразделения на срок полномочий выборного профсоюзного органа. Из общего количества уполномоченных может избираться старший уполномоченный по охране труда организации, который может быть членом профсоюзного комитета. Старший уполномоченный и другие уполномоченные (из структурных подразделений) могут избираться в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда организации. При наличии в организации нескольких профсоюзов каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры для выбора своих уполномоченных. Старший уполномоченный по охране труда профсоюза координирует работу всех уполномоченных по охране труда организации.

В соответствии со ст. 25–27 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" на уполномоченного распространяются гарантии как на работника, входящего в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы или избранного (делегированного) в профсоюзные органы.

Техническая инспекция труда профсоюза, ее права

В соответствии со ст. 370 ТК РФ для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов , которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными общероссийскими профессиональными союзами и их

объединениями. Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Постановлением Исполнительного комитета Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) от 19 декабря 2005 г. № 7–6 утверждена новая редакция Положения о технической инспекции труда, где закреплены основные задачи технической инспекции, а также ее полномочия.

В соответствии с упомянутым Положением техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом профсоюзов, самостоятельна и независима в своей деятельности и руководствуется нормами Конституции РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей природной среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уставами профсоюзов и Положением о технической инспекции труда.

Техническая инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами законодательной и судебной власти, правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими функции в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с работодателями и их объединениями. Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, совместными комитетами (комиссиями) по охране труда, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей природной среды.

Руководители технической инспекции труда общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского профсоюза и их профсоюзных организаций, территориального объединения организаций профсоюзов являются главными техническими инспекторами труда соответствующего профсоюзного органа. Их заместители являются заместителями главного технического инспектора труда.

Технические инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции:

  • – принимают участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве;
  • – вносят предложения по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения;
  • – обобщают опыт применения федерального, регионального законодательств в области охраны труда, окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и вносят предложения по их совершенствованию;
  • – оказывают консультативную помощь первичным профсоюзным организациям но вопросам условий и охраны труда, окружающей среды, здоровья работников, а также по формированию мероприятий к разделу коллективного договора и соглашения по охране труда;
  • – информируют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • – участвуют в распространении знаний в области охраны труда и окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • – проводят выборочную экспертизу проектов на строительство и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работников на наличие сертификата соответствия или безопасности;
  • – рассматривают обращения членов профсоюзов по вопросам охраны труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • – совместно с профсоюзным активом по охране труда осуществляют контроль за выполнением работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных в коллективном договоре и соглашении, а также за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • – оказывают методическую помощь уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов, выполняют другие функции.