Электронные птс с 1 июля. Электронные ПТС – новые гарантии для водителей. Выписка из электронного ПТС

начнут выдавать электронные Паспорта транспортного средства (ЭПТС) вместо привычных для всех автолюбителей, бумажных ПТС. В чем разница между виртуальным паспортом транспортного средства и какая информация будет содержаться в новом виртуальном типе паспорта. Рассмотрим нововведение подробнее, а также сделаем обзор той информации, которая будет вноситься в электронный ПТС.

И так, согласно проекта постановления Правительства РФ «О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства» , главное нововведение, которое будет отражено в электронном документе предполагает, расширенные сведения, которые будут содержать информацию «о собственнике, техническом осмотре, техническом обслуживании и ремонтных работах, пробеге, о наложении (снятии) ограничений (обременений), о страховании и страховых случаях (включая сведения о ДТП), а также информацию, вносимую собственником» текст взят из постановления .

Столь подробная информация в ЭПТС будет собрана в целях создания прозрачной истории зарегистрированного транспортного средства, для того, чтобы каждый будущий собственник мог легко узнать всю историю ТС, а также не попасться на удочку мошенников, которые, под видом «небитой и якобы не крашенной» машины продают автомобильный хлам, а также, чтобы не приобрести автомобиль на который наложены законные ограничения за нарушения, которые виновный не желает устранять. За добросовестность введенной информации будут отвечать компетентные органы и уполномоченные организации, которые должны будут следить за достоверностью информации вносимой в электронный бланк. Все этапы жизненного цикла автомобиля будут формироваться и заноситься в документ , сказано в пояснительной записке постановления.

Электронному ПТС будет присвоен индивидуальный номер, а информация будет храниться в единой базе данных используемой для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

ЭПТС будет иметь пять статусов: «незавершённый», «действующий», «погашенный», «аннулированный», «утилизированный». Для получения информации о статусе необходимо будет ввести VIN номер автомобиля. Полную информацию хранящуюся (выпиской из ЭПТС) на бесплатной основе, сможет получить непосредственный владелец транспортного средства.

Сколько будет стоить оформление электронного ПТС?

За оформление нового электронного ПТС с физических и юридических лиц будет взиматься плата в размере 600 рублей. Для автопроизводителей, которые будут оформлять паспорта, плата будет ниже- 250 рублей.

Напомним, что сейчас для бумажных паспортов установлена предельная сумма оплаты в 800 рублей.

Я хочу внести изменения в ЭПТС, сколько это будет стоить.

Плата за внесение изменений в электронные паспорта взиматься не будет.

Напомним, что сейчас для того, чтобы внести изменения в ПТС нужно заплатить 350 рублей госпошлины.

У меня бумажный ПТС, нужно ли его менять на электронный?

Нет, менять на электронный его не нужно. Однако законодателями в будущем будет предусмотрена процедура замены стандартного ПТС на электронный.

Если после 1 июля 2017 года я потерял ПТС или он пришел в негодность, что мне делать? Какой ПТС мне выдадут?

После даты начала выдачи ЭПТС при обращении в соответствующие органы (Завод-изготовитель, Таможенные органы, Регистрационные подразделения ГИБДД).

Исчерпывающий список сведений, указываемых в электронном паспорте транспортного средства:

1. Сведения о собственнике: *

ОГРН (ОГРНИП);

ИНН;

мобильный телефон;

адрес электронной почты;

б) физическое лицо:

фамилия;

имя;

отчество (при наличии);

дата рождения;

ИНН;

СНИЛС;

наименование документа;

номер документа;

мобильный телефон;

адрес электронной почты;

наименование документа;

номер документа;

дата оформления (выдачи) документа;

стоимость транспортного средства;

пробег.

основания, когда утилизационный сбор не уплачивается;

наименование транспортного средства, определяемое его назначением.

3. Сведения о техническом осмотре, техническом обслуживании и ремонтных работах:

а) сведения о техническом осмотре:

ОГРН (ОГРНИП);

ИНН;

дата проведения технического осмотра;

диагностическая карта;

пробег;

результат;

б) сведения о техническом обслуживании и ремонтных работах:

наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

ОГРН (ОГРНИП);

ИНН;

адрес местонахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;

вид проведенных работ;

дата проведения работ;

перечень проведенных работ;

пробег;

дополнительная информация.

4. Информация о наложении (снятии) ограничений (обременений):

5. Сведения о страховании и страховых случаях:

а) сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО):

ОГРН;

ИНН;

номер полиса (ОСАГО);

срок действия;

пробег;

б) сведения о добровольном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КАСКО):

наименование страховой организации;

ОГРН;

ИНН;

номер полиса (КАСКО);

срок действия;

пробег;

в) страховые случаи:

дата страхового случая;

описание повреждений;

пробег;

г) дорожно-транспортные происшествия:

дата, время и место (адрес) происшествия;

описание повреждений;

пробег;

6. Информация собственника:

б) иная информация.

7. Информация национального оператора.

Дополнительные сведения, носящие информационный характер, указываемые в электронном паспорте шасси транспортного средства

1. Сведения о собственнике: *

* - Предоставляются на добровольной основе, в том числе в соответствии

‎с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»

а) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель):

наименование (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

ОГРН (ОГРНИП);

ИНН;

мобильный телефон;

адрес электронной почты;

б) физическое лицо:

фамилия;

имя;

отчество;

дата рождения;

ИНН;

СНИЛС;

документ, удостоверяющий личность:

наименование документа;

номер документа;

дата оформления (выдачи) документа;

мобильный телефон;

адрес электронной почты;

в) документ, удостоверяющий право собственности:

наименование документа;

номер документа;

дата оформления (выдачи) документа;

стоимость шасси транспортного средства;

пробег.

2. Административная информация:

основания, когда утилизационный сбор не уплачивается.

3. Информация о наложении (снятии) ограничений (обременений):

наименование органа (организации), наложившего (снявшего) ограничение (обременение);

вид ограничения (обременения);

наименование документа, в соответствии с которым наложено (снято) ограничение (обременение);

номер документа, в соответствии с которым наложено (снято) ограничение (обременение);

дата оформления (заключения) документа, в соответствии с которым наложено (снято) ограничение (обременение);

срок ограничения (обременения) и (или) дата снятия ограничения (обременения).

4. Информация собственника:

а) информация об ограничениях;

б) иная информация.

5. Информация национального оператора.

C 1 июля в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в целом и в России в частности, должна была прекратиться выдача привычных синих бумажек на новые автомобили, но с учетом неравномерной готовности стран ЕАЭС окончательный переход на электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) отложили на полтора года. Тем не менее, новая электронная система все-таки заработала, и первые документы в ней уже начинают появляться, хотя и бумаги остались в ходу.

Корреспондент сайт побывал в офисе администратора системы АО «Электронный паспорт», увидел, как выглядит новый документ, и поговорил с гендиректором компании Ильей Минкиным о том, зачем понадобилось переходить на электронный документ, когда состоится полноценная замена и что делать владельцам старых машин, а также людям, не имеющим доступа в сеть.

— Зачем вообще понадобился электронный паспорт, какую он несет выгоду для государства и автомобилистов? Наконец, как все это работает?

— Существует несколько мотивов. Основной содержится в межправительственном соглашении стран ЕАЭС — обеспечение свободного обращения транспортных средств на территории союза.

Но потребителю более близки и понятны другие мотивы. Во-первых, в век информационных технологий бумажки, которые нужно выписывать и хранить, являются атавизмом. Во-вторых, бумажный ПТС имеет ограниченные возможности, а с электронным ПТС этих ограничений нет. Бумажный паспорт содержит 21 поле, в электронном — от 90 до 150 полей. Электронный ПТС включает все индентифицирующие признаки машины: номера, характеристики, комплектацию, дополнительное оборудование, то есть это полное описание.

Есть также ряд технологических вопросов, которые упрощает электронный ПТС. Например, электронный паспорт может быть не только действующим, но и незавершенным, аннулированным, погашенным, и утилизированным. Некоторые статусы можно менять, некоторые не имеют обратного хода. В бумаге вносить изменения сложно. И если сейчас ПТС годами хранят в сейфах, то вскоре вся история будет в системе с моментальным доступом по запросу.

— А что с залоговыми и кредитными автомобилями?

Сегодня ПТС достаточно часто отдают в залог банку, но при желании мошенник может сделать дубликат, чтобы продать залоговую машину, тем самым создав массу проблем новому покупателю. Есть и другие варианты манипуляций с бумажным ПТС. Например, вариант «потери» ПТС у машины с большим количеством собственников, когда перед продажей получают пустой дубликат и все выглядит, как будто у машины был один владелец. В ГАИ все эти данные есть, но потребителю на рынке они недоступны. В системе электронных паспортов данные невозможно стереть или изменить, там аккумулируются все сведения, и покупателю на вторичном рынке сразу будет видно, что это за машина. Та же история с лизингом, использованием в качестве такси, фактами ДТП — ЭПТС все это аккумулирует, формируя прозрачную историю автомобиля.

— Кто помимо ГИБДД сможет вносить данные, например, о залогах, ДТП или пробеге? Кто вообще имеет доступ к системе, и возможны ли злоупотребления?

Внесение данных будет идти постепенно на протяжении всей жизни автомобиля. Первичную информацию вносит организация-изготовитель, либо импортер или испытательная лаборатория, если речь идет о ввозе единичных ТС из-за границы. Дальше госорганы начинают внесение административных сведений, например, об уплате утилизационного сбора. Следом появляются сведения о собственнике. Первым, в большинстве случаев, будет организация, которая оформляла паспорт, далее цепочку начнут дополнять дилеры. Кстати, внесение данных о собственнике будет производиться на добровольной основе, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных».

Вся система по смене собственника выстраивается по принципу двух согласий, как это сегодня происходит в бумажном ПТС. Разница в том, что электронная система не позволяет покупателю ничего сделать, пока прежний владелец не даст ему доступ. Если я хочу продать вам машину, я должен в системе найти вас, найти свой автомобиль и соединить эту историю. Вы, получив уведомление, должны прислать подтверждение, и тогда информация попадет в систему. С этого момента права прежнего собственника будут утрачены. И это, кстати, позволит избежать обременений в отношении прежнего собственника, поскольку момент смены владельца фиксируется с точностью до минуты.

— Как технически будет продаваться автомобиль? Нужно искать специальный терминал или пользоваться госуслугами?

— Предусматривается минимум три варианта. Первый — при наличии электронной подписи, которой подтверждаются операции в системе. Вторая схема — идентификация собственника через портал госуслуг, на котором также можно будет получить доступ к совершению действий внутри системы. Третий вариант, когда у автовладельца нет электронной подписи или интернета, ему придется идти в МФЦ, где по аналогии с комиссионными магазинами симпатичная девушка проведет все нужные операции.

— То есть комиссионные магазины больше не нужны, а люди гарантированно совершают сделки через госуслуги и расходятся?

— Тут есть один важный нюанс. Сейчас мы, как администратор системы, занимаемся обработкой информации, но не вопросами передачи денег и заключения договора, эти вопросы покупатель и продавец решают сами.

Но будет и следующий шаг. Мы прорабатываем с банками систему смарт-договоров, когда банк и мы будем работать в связке, и тогда ваша сделка будет полностью сопровождаться наиболее безопасным образом. Вы заключите электронный договор в системе, деньги автоматически переведутся, и сделка не будет закрыта, пока этого не случится.


— Возможен ли вариант мошенничества с преднамеренным искажением данных? Например, убрать сведения о ДТП или подкорректировать пробег?

— Портал госуслуг — хорошо защищенная структура, и если мы говорим о переходе прав собственности, то здесь таких вопросов быть не может. Чтобы обмануть систему, придется совершить серию действий: получить доступ к учетной записи, что непросто, создать липовый договор, с которым потом прийти в ГАИ — вся эта схема легко вычисляется. В любом случае, собственники всегда получают уведомления, когда что-то происходит с их электронным ПТС, и у них есть возможность оперативно предпринять необходимые действия.

Если же речь о желании почистить историю машины, такой возможности нет ни у кого. Все система устроена по принципу накопления, когда информация только добавляется. Если был техосмотр, он останется там навсегда. Точно так же система предусматривает сбор информации о пробеге на протяжении всей истории автомобиля. И если кто-то скрутит спидометр, то в электронном паспорте это обязательно будет заметно. То есть в истории машины сперва будет 100, 200, 500 тыс. км, а потом вдруг снова 100 тыс. — это очевидный подлог.

Система будет предлагать вносить пробег при любых действиях, при любом занесении информации в электронный ПТС. Конечно, это необязательно делать, поскольку обязательность должна быть установлена законом. Но мы исходим из того, что если машина прозрачна, то покупатель на рынке будет ее дороже ценить, и это стимул все-таки вписывать и пробеги, и все события.

— Как электронный паспорт выглядит с точки зрения автомобилиста? Это отдельная карточка, просто номер или строчка в свидетельстве о регистрации?

— У электронного паспорта нет какого-то носителя, ни карточки, ни чего-то другого. Это электронный документ в электронной базе данных. Он имеет 15-значный номер. Этот номер указывается в договоре купли-продажи.

Когда вы придете в ГАИ, вас не будут спрашивать, что у вас на руках. Инспектор в первую очередь в своей системе будет запрашивать электронный ПТС по VIN вашего автомобиля. Если в системе не существует электронный ПТС, тогда он попросит бумажный ПТС. А если вы дадите какую-то копию бумажного ПТС, но в системе есть электронный, то эта бумага будет недействительной и регистрация будет проходить исключительно с использованием электронного паспорта.


Кстати, для спокойствия автовладельцев у нас существует два дополнительных сервиса. Есть такое понятие как выписка из электронного ПТС — распечатка, которая по содержанию напоминает бумажный ПТС, но не является юридически значимым документом. Те, кто привык к бумажке, может ее распечатать для себя.

А те, кто хочет проверить, есть ли у машины электронный ПТС, могут по номеру ЭПТС или по VIN-номеру зайти на наш портал и удостовериться, что такой паспорт действительно существует, а не выдуман продавцом.

— Электронные ПТС будут введены во всех странах ЕАЭС? То есть у любой машины в Армении будет такой же документ, и его можно будет проверить?

— В принципе система будет одна, и электронные паспорта будут иметь хождение во всех стран ЕАЭС. Но небольшие отличия будут. Так в номере ЭПТС будет заложен код государства. Есть различные национальные законодательные особенности, которые нужно учитывать. Допустим, мы покупаем машину в Казахстане. Паспорт будет действителен, но надо уплатить утилизационный сбор, в данном случае российский, получить соответствующую отметку, и только после этого проводить регистрационные действия в России.

— Когда появятся первые электронные ПТС, и почему пришлось продлить сроки переходного периода?

— В России система готова и постепенно запускается уже сейчас, в ближайшие дни ждем первые машины с электронными паспортами. Заводы сами принимают решение: сегодня мы начинаем оформлять электронные ПТС с таким-то одобрением типа ТС, завтра с другим. Вплоть до окончания переходного периода завод сам решает, до какого времени выдавать бумагу. Нельзя выдавать на одну машину и то, и другое одновременно. А мы координируем переход с ГАИ, заранее уведомляя, машины какого производителя будут приходить с электронными паспортами.

Переходный период был задуман с самого начала, потому что он нужен для бизнеса, которому требуется настроить свои процессы от сертификации до реализации ТС без остановки производства. У нас более 1500 крупных и мелких предприятий, и, как мы наблюдали, к весне 2018 г. далеко не все успели подготовиться к переходу на электронные паспорта.

Отсрочка связана с тем, что не все государства члены ЕАЭС завершили разработку национального законодательства по этим вопросам. Казахстан и Белоруссия обратились с просьбой продлить переходный период до 1 ноября 2019 года. К этому времени большая часть стран ЕАЭС не только справятся с задачей, но и обеспечат реализацию переходного периода для всех участников.


Параллельно в рамках переходного периода мы решаем и серьезные технические проблемы, например, с написанием марок и моделей. Кажется, что можно составить единый справочник, но постоянно появляются новые названия, а прочтение документа везде должно быть однозначным и понятным. Есть тема цветов кузова, где много вариаций и странных названий. У нас в системе предусмотрено два поля: в первом только семь цветов радуги, во втором производитель может написать что угодно. В итоге любой инспектор, прочитав одну или две строчки, точно поймет, что имеется ввиду.

— Допустим, производитель решил продавать такую-то модель с ЭПТС. Человек пришел к дилеру, заплатил деньги и не получил никакой бумаги?

— Он получит главную бумагу, которая удостоверяет право собственности — договор купли-продажи. Кроме того, покупателю будет предоставлена выписка из электронного ПТС. Первое время она будет нужна для оформления полиса ОСАГО, а в ГАИ эта бумажка вам не нужна.

— Как продавать автомобили с бумажными ПТС на вторичном рынке, можно ли оформить электронный паспорт на старую машину?

— Если вы не хотите ничего менять, то ничего не изменится. Вы продаете точно так же, как сегодня, то есть подписываете договор, передаете покупателю ПТС, и он едет оформляться в ГАИ.

Но при желании собственник может оформить электронный паспорт вместо бумажного, для этого обратившись в уполномоченные организации, которые создаются на базе операторов техосмотра.

Почему к ним? Эти компании в состоянии квалифицировано идентифицировать автомобиль, и их много по всей стране. Была задача не создать очередей. Понятно, что к техосмотру есть претензии, но мы реализуем механизмы, которые не позволят мошенничать. Механизмы просты: по каждой ранее зарегистрированной машине будет автоматически отправляться запрос в ГАИ на подтверждение того, что она легальна. Если что-то не так, то в оформлении электронного ПТС будет отказано. И мы в договорах с этими компаниями подписываем обязанность с их стороны в таких случаях обращаться в компетентные органы.

— Какие еще сведения будут попадать в электронный ПТС? Техобслуживание, страховки, аварии…

— Это все может попадать. Главное, построить систему, при которой это будет интересно участникам рынка и достоверно. Самый интересный момент — техобслуживание и ремонт. Сейчас мы начинаем работать с дилерами, и они заинтересованы, потому что им выгоднее продавать машины с прозрачной историей. В то же время важно, чтобы вносимая информация была достоверной. Поэтому пока не работаем с обычными автосервисами и с частными мастерами не будем вступать в отношения. Но ищем контакты с объединениями, которые могут дать какие-то гарантии. Поставщик информации должен быть готов ответить за ее достоверность, потому что «липовая» печать может подтащить за собой уголовное дело.


На обеспечение гарантий направлен и приказ Минпромторга: для получения полномочий в системе электронных паспортов организации должны иметь страховой полис на 20 млн рублей. Поскольку, если выяснится, что действием данной организации причинен ущерб, то должен быть ресурс для компенсации.

— АО «Электронный паспорт» работает под крылом Ростеха, но это коммерческая организация. Каковы источники дохода?

— Система электронных паспортов — это пример государственно-частного партнерства. Для государства это выгодно, поскольку на создание системы не израсходовано ни рубля бюджетных денег. Компенсировать расходы на создание системы планируется в ходе ее работы. Причем это будет выгоднее и для всех участников, в том числе, автовладельцев.

Так, получение электронного паспорта транспортного средства взамен бумажного дешевле — 600 руб. (в то время как замена бумажного ПТС сейчас стоит 800 руб., но уже разработан законопроект об увеличении стоимости до 1500 рублей). При регистрации в ГАИ внесение изменений в электронный ПТС пошлиной не облагается, в то время как в случае с бумажным ПТС придется заплатить 350 рублей.

Организации-изготовители будут платить за каждый паспорт 250 руб., но сегодня их затраты на бумажные ПТС как минимум не ниже.

Кроме того мы создаем дополнительные сервисы. Например, банковское сообщество сейчас платит 600 руб. за постановку залога, 600 руб. — за его снятие. Мы предлагаем услугу за 500 рублей. Подобная же история с лизингом.

Для собственников тоже готовим дополнительные платные сервисы. Например, историческая справка по автомобилю. Будут разные предложения с разным объемом данных. Кто-то будет готов оплатить 200, 500 или 1000 руб. — каждый выберет то, что ему нужно. Но если человеку не нужны дополнительные сервисы, то ни за что платить не придется. Например, собственник имеет полный доступ к своему паспорту бесплатно, и также бесплатно он может ознакомить с ним потенциального покупателя. Таким образом, мы уверены, что электронный паспорт будет удобен для всех категорий пользователей.

С 1 июля 2019 г. на территории Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Армения, Республика Беларусь, Киргизия) перестанут выдавать бумажные ПТС – их заменят электронные версии документа.

Изначально срок введения электронных паспортов планировали на 1 июля 2017 г. (согласно Решению №122 Евразийской коллегии от 22 сентября 2015 г. «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов»), но по целому ряду объективных причин окончательную дату перенесли на год.

Что представляет собой электронный ПТС? Какие цели преследует введение электронных документов? Нужно ли менять имеющиеся ПТС на паспорта нового типа (при продаже авто, регистрации и т. д.)?

Электронный паспорт транспортного средства

Паспорт транспортного средства содержит основную техническую информацию о машине (мотоцикле, грузовом ТС, самоходной машине и т. д.), а также данные о владельце. Этот документ обязательно предъявлять сотрудникам ГИБДД вместе с водительскими правами и страховкой. До последнего времени, выписывали бумажные ПТС – унифицированные бланки с голографическими печатями. В бумажных ПТС указывали:

  • марку и модель авто,
  • характеристики двигателя,
  • год выпуска машины,
  • место регистрации транспортного средства,
  • список владельцев.

Бумажный ПТС было решено заменить на электронный паспорт.

Причин сразу несколько.

Электронный документооборот должен изъять из обращения бумаги, которые имеют свойство изнашиваться, вмещают в себя ограниченный объем информации, и которые теоретически могут быть утеряны.

Электронный паспорт транспортного средства – набор цифровых данных в виде записи в базе данных, полностью избавлен от этих недостатков. Электронная форма хранения данных облегчает:

  • обработку специалистами регистрирующих, учетных, налоговых и других органов,
  • скорость проверки документов ГИБДД.

Электронные ПТС не придется менять, в том числе из-за очередной смены владельца транспортного средства.

Главное преимущество электронного ПТС – возможность создания единой электронной базы данных по всем эксплуатируемым на территории союза транспортных средств. Это облегчит:

  • учет,
  • работу по выявлению незаконных сделок,
  • упростит расчеты налоговых и таможенных платежей,
  • позволит оперативно получать доступ к истории автомобиля и многое другое.

Электронный ПТС: как оформить

Электронные паспорта уже выдают наряду с бумажными ПТС. С 1 июля 2019 г. документы нового типа будут получать все, кто приобретает новый автомобиль или проходит процедуру его регистрации. Выдача электронного паспорта транспортного средства автоматически делает недействительным бумажный ПТС. Принудительная замена бумажного ПТС на электронный не предусмотрена. Паспорта старого типа можно использовать до момента, пока в них не закончится место для указания данных о новом собственнике машины.

Любой автовладелец имеет право поменять старый ПТС. Для этого необходимо обратиться с заявлением в ближайшее отделение ГИБДД. Фактически, электронный паспорт – это запись в базе данных. На руки владелец машины получает лишь выписку из электронного ПТС с ограниченным объемом данных. Получить такую выписку может только действующий собственник транспортного средства.

Статус электронного ПТС

Ввладелец электронного паспорта в любой момент времени может обратиться в ГИБДД и получить полную информацию о своем авто. Гражданин, который планирует приобрести какую-либо машину не сможет получить данные. Статус электронного паспорта (как VIN-номера) – единственная возможность узнать что-либо о транспортном средстве. При запросе данных о статусе электронного ПТС, можно получить следующий ответ:

  • действующий (на данное транспортное средство оформлен электронный действующий ПТС);
  • незавершенный (настоящий момент времени паспорт на машину оформляется, а соответствующие данные вносятся в электронную систему);
  • аннулированный (транспортное средство не растаможено, либо находится за пределами страны);
  • погашенный (электронный ПТС недействителен; наиболее частая причина – машина была переоборудована и обрела признаки ТС другой категории);
  • утилизированный (машину сняли с учета с целью ее утилизации).

Информация о статусе электронного ПТС поможет принять решение о покупке автомобиля. Действующий статус ПТС означает легальность и юридическую чистоту оформляемой сделки купли-продажи авто.

Выписка из базы данных

Согласно положениям пункта 12 Порядка функционирования систем электронных ПТС, доступ к базе данных будет иметь крайне ограниченный круг лиц. Прежде всего, это собственник машины, который может получить выписку. Наличие выписки на руках означает, что гражданин – владелец машины (при покупке авто всегда требуйте предъявить выписку!). Полную информацию о транспортном средстве могут получить сотрудники ГИБДД, налоговой, таможни, регистрационных и учетных органов, МВД, ФСБ, ФСО и т. п.

Выписки из электронного ПТС содержит следующий перечень данных (согласно Приложению №1 к Порядку функционирования систем электронных паспортов):

  • VIN-номер транспортного средства;
  • наименование марки, модели, категории ТС;
  • номер двигателя и шасси (кузова);
  • цвет кузова;
  • год изготовления автомобиля;
  • марка, тип, объем и мощность двигателя;
  • экологический класс силовой установки;
  • максимальная разрешенная масса транспортного средства;
  • территория регистрации.

В выписке отсутствует важная информация, которую указывают в бумажных ПТС. Из нее нельзя будет узнать месяц выпуска автомобиля (серьезный недостаток: машины, выпущенные в январе и декабре одного и того же г., могут иметь существенную разницу в стоимости). Отсутствует информация о стране изготовления автомобиля: владелец авто иностранной сборки требует более высокую цену на продаваемое транспортное средство. Данные о бывших владельцах машины – об их количестве сможет узнать только собственник авто и только – по соответствующему запросу.

Первые результаты работы новой системы электронных ПТС

Электронные ПТС оформляют на территории Таможенного Союза второй год. И автовладельцы, и специалисты уже смогли оценить их эффективность. Цели инициаторов новой системы практически достигнуты: с электронными ПТС работать легче и быстрее, ведь они обеспечивают оперативную работу государственных органов, а компьютеризированная обработка цифровых данных минимизирует ошибки и позволяет оперативно оформлять те или иные бумаги. Электронные ПТС невозможно потерять, испачкать или подделать. Выписка из ПТС доступна в любом отделении ГИБДД.

Есть ли у новой системы недостатки? Применение электронных ПТС обнажило целый ряд проблем.

Серьезный вопрос – идентификация владельца автомобиля. Наличие на руках у гражданина выписки не гарантирует, что перед вами действительный собственник транспортного средства. Отсутствует информация о предыдущих владельцах: ее удастся получить только после покупки авто.

С определенными трудностями, возможно, столкнутся покупатели автомобилей в кредит. На сегодняшний день банки продолжают требовать предоставления оригинала ПТС, а при его отсутствии значительно завышают процентную ставку по выдаваемому кредиту.

Дополнительные материалы по теме:

Как правильно поставить автомобиль на учёт в ГИБДД в 2019 году?
Заявление на постановку на учет автомобиля в ГИБДД: скачать бланк регистрации транспортного средства и образец заполнения на 2019 год Изменения в ОСАГО с 1 марта 2017 года

С 1 июля 2018 года в нашей стране прекратят выдавать привычные бумажные паспорта транспортного средства. При покупке нового автомобиля у дилеров, данного документа на руки выдавать перестанут. ПТС теперь будет выглядеть в электронном виде, и будет содержаться в единой базе данных.

Введение электронного варианта ПТС хотели внедрить еще летом прошлого года, тем не менее данную инициативу перенесли на год по просьбе производителей и дилеров.

Электронная база данных ПТС начала свою работу в тестовом режиме уже в январе этого года. Производители и импортеры автомобилей так же в тестовом режиме стали вносить нужную информацию и задавать интересующие вопросы и замечания к единой базе данных по ПТС.

Какая информация будет в электронных ПТС

Электронный вариант ПТС включает в себя гораздо больше информации ежели его бумажный вариант. На самом деле в электронный вариант хотят вносить почти все данные об автомобиле и что с ней происходит, а именно:

  • производитель/продавец авто.

  • дилер, продавший автомобиль.почта.

  • информация о страховании ОСАГО или КАСКО.

  • информация о техосмотре автомобиля, пробег авто на момент осмотра.

  • информация о совершенных ДТП, в котором участвовал автомобиль: дата, время, место, повреждения.

  • обременения (банковские, залоговые, наследственные и пр.).

Если данная база данных по автомобилям будет работать так, как ее хотели бы видеть авторы, всего через пару лет скрыть будет сложно скрыть реальный пробег при продаже автомобиля и конечно же это будет серьезный удар по угонщикам автомобилей, которым будет тяжело сделать новые документы на ворованную машину.

Нужно ли менять бумажные ПТС на электронные

У вас наверно после прочтения может возникнуть лишь один вопрос, имея на руках бумажный вариант ПТС нужно ли идти обменивать его на электронный? Если очень хочется, то можете, но это не обязательно.

Если вы не хотите менять свой бумажный вариант, то можете это не делать, бумажные ПТС будут действовать до того времени пока произведенные автомобили до 2018 года будут ездить по нашим дорогам.

На сегодняшний день автолюбителей интересует только одно, каким образом будут продаваться поддержанные автомобили и как будет проходить их перерегистрация. Будут ли при продаже поддержанных машин вместе бумажного варианта выдаваться электронный документ, об этом авторы нововведений умолчали.

С 1 июля 2017 года наша страна должна полностью перейти на электронные паспорта транспортных средств (ПТС). Точнее, они будут выдаваться на всей территории ЕАЭС – то есть в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Кыргызии (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 " "). Само соглашение ЕАЭС об электронных ПТС было принято в августе 2014 года, а Россия ратифицировала его в июне 2016 года ().

Предполагается, что до июля следующего года владельцы машин и других транспортных средств смогут оформить электронный ПТС добровольно. При этом получить ПТС одновременно и в бумажной, и в электронной форме, нельзя. Правда, пока такой возможности нет – механизм выдачи и использования электронных ПТС еще только разрабатывается. Ответственным за его создание является ОАО "Электронный паспорт", которое входит в структуру госкорпорации "Ростех".

Электронные ПТС: как это будет работать

Оформлять новые ПТС смогут как сами автозаводы, так и ОАО "Электронный паспорт". Первые будут выдавать электронные паспорта в отношении автомобилей, которые сошли с конвеера конкретного автоконцерна (сегодня это правило действует и в отношении бумажных ПТС). Вторая же будет оформлять ПТС для машин, уже выпущенных в обращение, ввозимых на территорию Таможенного союза и т. д. ( ; далее – Порядок). В любом случае собственник машины получит выписку из ПТС в электронном виде и при необходимости сможет ее распечатать ().

Кстати, к полной версии электронного ПТС получат доступ только налоговые и правоохранительные органы (). Содержание же выписки будет весьма усеченным. Она включает следующие сведения:

  • идентификационный номер (VIN) транспортного средства или шасси;
  • наименование (в том числе коммерческое), категорию и марку транспортного средства;
  • номера двигателя, шасси и кузова;
  • цвет транспортного средства;
  • год изготовления;
  • данные и двигателе (марка, тип, объем и мощность);
  • экологический класс;
  • максимальная масса транспортного средства;
  • территория, на которой можно зарегистрировать транспортное средство ().

Как видим, из выписки нельзя будет узнать даже месяц изготовления машины (в отличие от собственно электронного паспорта) – а это может иметь значение при ее продаже: часто автомобили, выпущенные в январе и декабре того же года, имеют разную рыночную цену. Сегодня это можно приблизительно определить по дате оформления ПТС, которая указывается в бумажном паспорте – но в выписке из электронного она не предусмотрена. То же касается страны происхождения машины, данных о которой в выписке также нет (как правило, автомобили с иностранной сборкой ценятся дороже).

Полная версия электронного ПТС содержит помимо указанных сведений подробную информацию об автомобиле с описанием всех его систем: система двигателя, топливная, рулевая, тормозная и т. д. Можно будет даже узнать, какое дополнительное оборудование имеет автомобиль. Наконец, электронный ПТС включает и некоторую административную информацию: собственно номер ПТС и дату его оформления, страну вывоза автомобиля, сведения об уплате утилизационного сбора, таможенные ограничения, статус ПТС (действует он или, например, аннулирован) и т. д. ().

Отметим отдельно, что данных о собственнике транспортного средства не будет ни в полной версии ПТС, ни в усеченной. Тогда как бумажные паспорта позволяют узнать и текущего владельца, и предыдущих.

Схема использования электронных ПТС такова. При приобретении нового автомобиля электронный ПТС, как и сегодня, покупателю будет оформлять автосалон. Когда владелец автомобиля поставит его на учет, ГИБДД должна будет сообщить об этом ОАО "Электронный паспорт". И та внесет сведения о регистрации в электронный ПТС. Это же касается изменения конструкции или цвета машины, которые тоже подлежат регистрации ().

Первоначально планировалось, что госпошлина за выдачу электронного ПТС составит 800 руб., а за внесение изменений в него – 350 руб. Но пока изменения в НК РФ не разработаны, и предсказать итоговый размер пошлины за эти услуги невозможно. Напомним, сегодня он такой же, как и указанный ( , ).

Важно, что все сведения, когда-либо занесенные в электронный ПТС, будут храниться бессрочно. Это относится в том числе к паспортам со статусами "утилизированный" (если транспортное средство было утилизировано), "погашенный" (в отношении автомобиля, на базе которого был создан другой автомобиль) и "аннулированный". Аннулировать электронный ПТС могут по нескольким основаниям. К примеру, когда свидетельство о безопасности конструкции автомобиля, наличие которого станет обязательным при выдаче электронных ПТС на новые автомобили, было признано недействующим. Или когда автоконцерн-изготовитель заявит, что электронный ПТС конкретного транспортного средства содержит недостоверные сведения о годе изготовления или VIN ().

Чем обернется введение электронных ПТС на практике?

С одной стороны, преимущества паспорта нового вида очевидны. Сама ОАО "Электронный паспорт" отмечает, что автовладельцам не нужно будет хранить ПТС (а следовательно, его невозможно потерять). Кроме того, с автоматизацией процесса оформления электронных ПТС должно сократиться влияние человеческого фактора, а за ним и риск ошибок. К плюсам относится и предполагаемое сокращение времени на госрегистрацию автомобиля за счет того, что инспекторы получат доступ к базе данных об электронных ПТС. Помимо этого, сведения о постановке автомобиля на учет (а также об изменении его конструкции или цвета) будут добавлены в эту базу сразу же, что позволит госорганам работать более оперативно.

Наконец, введение электронных ПТС сократит расходы бюджета – как за счет экономии на бланках паспортов, так и за счет того, что не нужно будет администрировать выдачу этих бланков заводам-изготовителям. По данным ОАО "Электронный паспорт" за 2015 год, в России выпускается около 4,5-5 млн бланков в год, каждый из которых стоит около 103 руб. Таким образом, общая ежегодная экономия составит примерно 464-515 млн руб. Правда, пока неизвестно, во сколько обойдутся создание системы электронных паспортов и поддержание ее в рабочем состоянии.

Но одновременно возникает и ряд вопросов по поводу применения электронных ПТС. К примеру, как при покупке автомобиля определить, что предъявитель выписки из электронного ПТС и собственник автомобиля – это одно и то же лицо? Ведь в самой выписке владелец машины не указан. И хотя ее может получить только собственник автомобиля, чисто теоретически этот документ может оказаться в руках злоумышленников. В Госавтоинспекции в ответ на запрос портала ГАРАНТ.РУ посоветовали при приобретении машины изучать свидетельство о регистрации транспортного средства, в котором собственник уже прописан.

Еще один вопрос заключается в том, что в выписке из электронного ПТС не будет указано, кто владел им раньше (в то время как сегодня это отмечается на бумажном ПТС в специальных графах). Таким образом, узнать историю машины, просто изучив документы на нее, уже не получится. Но, по мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева , это компенсируется созданием специального сервиса, над которым работает в настоящее время Госавтоинспекция. Он будет размещен на официальном сайте ведомства (gibdd.ru) и позволит проверить, сколько собственников имела машина. "А отсутствие в выписке из ПТС указания на то, кто является владельцем автомобиля – это нормальная международная практика", – поделился специалист.

Существует также риск того, что злоумышленники взломают базу данных электронных ПТС и эти сведения окажутся в руках мошенников. В Госавтоинспекции заверили, что сервисы, содержащие информацию об автомобилях и их собственниках, надежно защищены от стороннего вмешательства и обеспечивают защиту персональных данных граждан. Эксперты также уверены, что поводов для беспокойства не больше, чем сегодня. К примеру, Сергей Канаев считает, что утечке данных может противодействовать и ОАО "Электронный паспорт" как оператор базы данных электронных ПТС, точно знающий, кому был предоставлен доступ к конкретной информации.

Наконец, пока непонятно, каким образом новая форма ПТС повлияет на стоимость кредитов для покупки машины. Дело в том, что в настоящее время банки довольно часто при выдаче автокредита под залог автомобиля требуют передать им ПТС, чтобы обезопасить себя от несогласованной продажи заложенной машины. А кредит на покупку машины без передачи ПТС, как правило, стоит дороже. Электронный же ПТС передать в принципе невозможно. Но и тут специалисты смотрят на ситуацию довольно оптимистично.

МНЕНИЕ

Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России:

"Введение электронных ПТС скажется на рынке автокредитования только позитивно. Думаю, что следующие изменения, о которых пока мы только догадываемся, но еще не знаем, как раз коснутся банков. Очевидно, в базе данных электронных ПТС будет сделана запись о том, что автомобиль приобретен в кредит и является предметом залога. И пока банк не даст своего разрешения на продажу машины, никто ее купить не сможет. Более того, это предоставит определенные гарантии покупателям. Некоторые из них, купив автомобиль сегодня, через какое-то время обнаруживают, что он находится в залоге у банка".

До полного перехода на электронные ПТС еще больше года и, очевидно, многие детали их оформления и использования еще будут прописаны в подзаконных актах. Но эксперты уже сейчас оценивают нововведение положительно и подчеркивают, что с введением ПТС уйдут в прошлое многие мошеннические схемы – например, продажа поддельных ПТС, в том числе через Интернет.